Статус документа
Статус документа

Проектирование высших учебных заведений и институтов повышения квалификации. (Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89)

3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ

Общее решение зданий и комплексов


3.1. В состав высшего учебного заведения в соответствии с их архитектурно-планировочной структурой входят следующие подразделения:

общеинститутские и факультетские кафедры с кабинетами и лабораториями;

аудиторный фонд (общеинститутский и факультетский);

научно-исследовательские подразделения, учебные клиники, оранжереи, теплицы, виварии, инсектории, ботанические сады, учебно-опытные хозяйства;

спортивные сооружения и открытые спортплощадки, кафедры физического воспитания и спорта;

учебно-производственные здания и сооружения, в том числе для медицинских вузов - медико-санитарные учреждения, для педагогических - базовые школы, для театральных и консерваторий - театры, концертные залы;

библиотеки (библиотека - центральная, факультетская, филиалы), технический центр, вычислительный центр, кинофотолаборатория, телецентр;

музеи (общеинститутские и факультетские);

административно-хозяйственные (ректорат, администрация, хозяйственные);

экспериментальные производства;

предприятия культурно-бытового назначения, включая столовые, поликлиники, санатории-профилактории, оздоровительно-спортивные лагеря, торговые центры, ясли и т.д.);

обслуживающие подразделения, включая ремонтные мастерские, склады, типографию, котельные, компрессорные, трансформаторные подстанции и т.д.;

3.2. В высших учебных заведениях выделяется группа общеинститутских помещений, которые образуют либо административно-учебный корпус, либо специальную зону общеинститутских зданий, включающих: крупные общеинститутские аудитории, кафедры с лабораториями и учебными кабинетами, библиотеку, ректорат с администрацией, общественные организации, клубно-зрелищные помещения, межфакультетские лаборатории, вспомогательные и обслуживающие помещения, технический центр, спортивные залы.

3.3. В соответствии со спецификой для университетов характерна факультетская структура: студенты с первых же курсов обучаются на соответствующих факультетах. В университетах в отличие от других вузов функционально отсутствуют главные учебные корпуса для обучения всех первых курсов. Университетский общеинститутский блок включает ректорат, библиотеку с музеем и группу актового зала.

Характерной особенностью функциональной и планировочной структуры университетов является наличие в их составе развитых научно-исследовательских подразделений, соответствующих профилю факультетов, непосредственно связанных с учебным процессом (рис.36,а).


Рис.36. Принципиальная схема функционально-планировочной организации

а - университета; б - технического вуза (архит. Г.Цытович); 1 - ректорат; 2 - общеинститутские кафедры;
3 - крупные лекционные аудитории; 4 - актовый зал; 5 - библиотека; 6 - спортивный корпус;
7 - технический центр института; 8 - естественно-научные факультеты; 9 - гуманитарные факультеты;
10 - научно-исследовательские подразделения; 11 - факультеты технических специальностей

3.4. В технических и сельскохозяйственных вузах обучение разделено на два этапа: на первом изучаются, главным образом, общеинститутские дисциплины, на втором - профилирующие. В технических вузах первый этап соответствует двум с половиной-трем годам, в сельскохозяйственных - двум годам обучения. В соответствии с этим в практике проектирования и строительства этих вузов выделяются в самостоятельную группу общеинститутские кафедры и помещения, составляющие главный учебный корпус - общетехнический факультет (рис.36, б, 37).


Рис.37. Принципиальная схема функционально-планировочной организации сельскохозяйственного института. Архитектор О.Путинцева

1 - ректорат; 2 - общеинститутские кафедры; 3 - крупные лекционные аудитории; 4 - актовый зал;
5 - библиотека; 6 - спортивный корпус; 7 - технический центр института;
8, 10 - научно-исследовательские подразделения; 12 - спецлаборатории;
13 - агрономический факультет; 14 - зооинженерный факультет; 15 - экономический факультет;
16 - факультет механизации и электрификации сельского хозяйства



Кроме того, в технических и сельскохозяйственных вузах наличие большого количества крупных лабораторий с тяжелым оборудованием и крупными пролетами обусловливает необходимость создания специальных блоков и корпусов промышленного типа (низкая этажность, связь с территорией, крановое хозяйство), а также развитую производственную базу, что отражается на планировочной структуре всего комплекса зданий высшего учебного заведения.

В крупных технических и политехнических вузах, как правило, каждый факультет целесообразно размещать в отдельном корпусе.

3.5. Главной особенностью функционально-планировочной структуры медицинских институтов является наличие вузовских клиник и центральных научно-исследовательских лабораторий (ЦНИЛ), где студенты старших курсов учатся и работают.

Клиники при медицинских институтах являются непосредственной лабораторно-практической базой для студентов (рис.38), кафедры медицинского института имеют, как правило, свою клиническую (лечебно-профилактическую) базу. Кафедры и клиники могут быть объединены также в одном клиническом корпусе.