Статус документа
Статус документа

Проектирование высших учебных заведений и институтов повышения квалификации. (Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89)

2. ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТКАМ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Величина участка и общие требования к проектированию генерального плана



2.1. Размещение высших учебных заведений, принцип выбора земельного участка, его размер и состав зон следует принимать в соответствии со СНиП 2.07.01-89. Принципиальная схема размещения вузов в городе приведена на рис.1.


Рис.1. Принципиальная схема размещения вузов в городе. Архитекторы Г.Цытович, Г.Кретова

1 - университет; институты: 2 - сельскохозяйственный; 3 - технический; 4 - экономический; 5 - медицинский;
6 - политехнический; 7 - физической культуры; 8 - институт культуры и искусства; 9 - крупный вузовский комплекс;
10 - центр города; 11 - жилая застройка; 12 - промышленная зона; 13 - парковая зона;
14 - зона больниц и клиник города; 15 - академгородок; 16 - совхозные земли



Участок, отводимый для строительства высшего учебного заведения, как правило, должен обеспечивать размещение полного комплекта учебно-научных, жилых и хозяйственно-бытовых зданий и сооружений вуза с учетом функциональной взаимосвязи с другими учреждениями города.

Для обоснования строительства нового вуза, перебазирования или расширения материальной базы существующего необходимо учитывать перспективные изменения контингента студентов и объема научных исследований, а также возможности использования существующих корпусов.

При корректировке генерального плана города следует зарезервировать территорию для строительства (расширения) вузов и отвода участков для намеченных расчетом вузгородков.

2.2. На генеральном плане высшего учебного заведения рекомендуется предусмотреть функциональное зонирование территории в целях создания гармоничной развивающейся структуры вузовского комплекса.

Для большинства высших учебных заведений характерно деление территории на четыре основные функциональные зоны:

учебную (или учебно-научную) с научными подразделениями;

жилую со зданиями культурно-бытового назначения;

спортивную, включая зону отдыха;

хозяйственную.


Кроме того, часто в составе комплексов высших учебных заведений выделяются специальные участки для научно-опытных производств (и отдельных зон), если они не могут войти в состав учебно-научной зоны по требованиям к своему размещению или по величине.

Размер участка вуза следует принимать как сумму площадей функциональных зон в соответствии со СНиП 2.07.01-89.

Особые требования предъявляются к созданию укрупненных вузовских комплексов с контингентом студентов 12-15 тыс. чел., расположенных на периферии городов на свободных территориях в качестве городов-спутников, а также сельскохозяйственных вузов.

Создание самостоятельных вузовских городков обусловливает необходимость строительства: общежитий для студентов почти на полный их контингент, зоны жилых домов преподавателей и служащих, развитого подсобного хозяйства, развитой сети медицинского обслуживания и культурно-воспитательных учреждений.

Для крупных вузовских комплексов, решенных как самостоятельный городок, рекомендуется создавать развитые планировочные зоны:

учебная зона факультетов института с учебными корпусами кафедр, аудиториями, лабораториями;

зона научно-исследовательских учреждений (часто совмещается с учебной зоной);

зона учебно-производственных подразделений;

зона административно-общественного центра института (ректорат, библиотека, общественные организации, актовый зал с клубом, технический центр с телевизионными и вычислительными центрами, музеи, пункты питания);

жилая зона студенческих общежитий с культурно-бытовыми центрами и группами жилых домов семейных студентов;

физкультурно-спортивная зона, которая может делиться на спортивно-зрелищную и физкультурно-тренировочную;

жилая зона для профессорско-преподавательского состава, научных работников и обслуживающего персонала с общественно-торговым центром;