1.1. Высшие учебные заведения должны представлять среду, оптимальную для сложных процессов формирования молодых специалистов: воспитания, учебы, быта, общественной деятельности, творчества, физического развития, культурного совершенствования.
1.2. Прогрессивными направлениями в проектировании и строительстве высших учебных заведений являются:
укрупнение вузов и создание крупных вузовских комплексов, кооперирование вузов с небольшим контингентом студентов в вуз-городки;
создание системы зданий и корпусов, учитывающих динамику учебного процесса и позволяющих развивать вуз путем внедрения универсальных архитектурно-планировочных решений, менять технологию и оборудование в процессе эксплуатации;
кооперирование высших учебных заведений с объектами приложения труда - создание единых комплексов, включающих учебу - науку - производство: вузов-НИИ, совхозов-вузов, учебно-научно-лечебных комплексов и вузов - культурных центров городов и др.;
развитие научных подразделений в вузах (здания, корпуса) на базе внедрения научных исследований в учебный процесс и становление учебно-научного процесса;
совершенствование технической оснащенности лабораторий и аудиторий - применение ЭВМ, технических средств обучения (ТСО), телевидения, кинофикации и др.;
совершенствование типов общежитий (в том числе для семейных студентов) и комплексов жилых городков с учетом увеличивающегося объема самостоятельной работы студентов и аспирантов, улучшения быта и досуга студентов;
комплексность размещения и возведения учебных, научных, спортивных, жилых, культурно-зрелищных и обслуживающих зданий и сооружений вузов;
широкое использование подземных пространств в вузовских комплексах с целью экономии земли и средств;
учет экологических проблем жизненной среды вузов в окружающей территории;
создание современных выразительных градостроительных архитектурных ансамблей и гармоничного развития существующих комплексов.
1.3. Высшие учебные заведения классифицируются по типам вузов, группами и подгруппами в соответствии с их архитектурно-планировочной, организационной структурой и профилем, табл.1.
Таблица 1
Группы и подгруппы вузов | Тип вузов |
1 | 2 |
Университеты | |
Технические | - |
Политехнические (многоотраслевые) | Политехнические: индустриальные |
Отраслевые: | |
разведки и разработки полезных ископаемых | Геологоразведочные, горные, нефтяные, нефти и газа, металлургические, стали и сплавов, цветных металлов, горнорудные и др. |
энергетические | Энергетические, электротехнические, радиотехнические, физико-технические, радиоэлектроники, инженерно-физические, связи и др. |
машиностроительные и приборостроительные | Машиностроительные и приборостроительные, станкоинструментальные, механические и автомеханические, кораблестроительные, полиграфические, киноинженеров и др. |
химические | Химико-технологические, тонкой химической технологии, целлюлозно-бумажной промышленности, лесотехнические и др. |
легкой и пищевой промышленности | Легкой промышленности, текстильные, мясной и молочной промышленности, пищевые, рыбной промышленности, холодильной промышленности и др. |
инженерно-строительные | Инженерно-строительные, инженеров городского хозяйства, строительно-дорожные, автодорожные, геодезические, инженеров землеустройства и др. |
транспортные | Инженеров железнодорожного транспорта, инженеров водного транспорта, инженеров гражданской авиации, гидрометеорологические и др. |
Сельскохозяйственные |
|
Зональные (многоотраслевые) | Сельскохозяйственные |
Отраслевые: | |
технические | Механизации и электрификации сельского хозяйства, гидромелиорации и ирригации и др. |
растениеводческие | Агрономические, зерновые, плодоовощные, хлопководства и др. |
животноводческие | Зооветеринарные, мясо-молочные в др. |
Педагогические | |
Многопрофильные | Педагогические |
Специализированные | Иностранных языков и др. |
Экономические | |
Многопрофильные | Институты управления, народного хозяйства, кооперативные и др. |
Специализированные | Финансовые, планово-экономические финансово-экономические, инженерно-экономические, экономико-статистические, советской торговли и др. |
Здравоохранения | |
Многопрофильные | Медицинские, медико-фармацевтические (или институты здравоохранения) |
Специализированные | Медицинские педиатрические, фармацевтические |
Культуры, искусства и архитектуры |
|
Многопрофильные | Академии художеств, институты культуры, институты искусства |
Специализированные | Архитектурные, высшие художественно-промышленные училища, художественные, театральные, музыкальные (консерватории), литературные и др. |
Физической культуры | Физической культуры и спорта |
Примечание. В табл.1 приведены основные функционально закрепленные группы и типы вузов и не приведены отдельные наименования и типы, имеющиеся в практике.
1.4. Университеты являются крупнейшими многоотраслевыми вузами страны. Основные группы факультетов: естественные (физические, химические, биологические, геологические, географические, математические) и гуманитарные (юридические, философские, исторические, филологические, психологии, иностранных языков, журналистики и др.).
В состав некоторых университетов входят сельскохозяйственные, художественные, медицинские и ряд других факультетов, но эти факультеты в университетах не являются профилирующими.
1.5. Характерной особенностью политехнических (многоотраслевых) вузов является широкий набор специальностей, соответствующий потребностям различных отраслей промышленности. Поэтому в состав вуза могут входить факультеты, относящиеся к различным группам специальностей и отраслей народного хозяйства, например, механический и радиотехнический факультеты, строительный.
В отраслевых технических вузах большинство специальностей относится лишь к одной ведущей отрасли промышленности.
1.6. Зональные (многоотраслевые) сельскохозяйственные вузы готовят специалистов по всем основным сельскохозяйственным специальностям для своей административно-экономической зоны. Основой вуза служат факультеты: агрономический, зооветеринарный, механизации сельского хозяйства и экономический.
Отраслевые сельскохозяйственные вузы готовят специалистов по отдельным отраслям: техническим (механизации и электрификации), растениеводства и животноводства и др.
1.7. Педагогические вузы (многопрофильные) имеют основные факультеты (специальности): историко-филологический, физико-математический, естественно-географический и иностранных языков, факультеты педагогики, начального обучения, физвоспитания, индустриально-педагогический. В крупных вузах появляются также дополнительные факультеты: художественно-графический, музыкально-педагогический и дефектологический. Педагоги этих специальностей готовятся также и в специализированных вузах.
1.8. Экономические вузы готовят специалистов для всех отраслей народного хозяйства: промышленности, науки, сельского хозяйства, сферы обслуживания и имеют специфические особенности. Многопрофильные экономические вузы (вузы управления, народного хозяйства и др.) имеют в своем составе большинство экономических специальностей, а специализированные - одну или несколько: финансово-экономические, инженерно-экономические, торгово-экономические и др.
1.9. Вузы здравоохранения дифференцируются по составу факультетов (специальностей). Медицинские институты имеют в своем составе, как правило, большинство из следующих медицинских факультетов: лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический и стоматологический. Фармацевтические институты формируются на базе специальности "фармация". Структура медико-фармацевтических институтов включает все специальности здравоохранения.
1.10. Вузы культуры и искусства, как обслуживающие единую сферу жизни и быта, имеют много общих изучаемых дисциплин и сходную архитектурно-планировочную структуру, характеризующуюся необходимостью постоянной индивидуальной работы в стенах института.