Статус документа
Статус документа

Проектирование высших учебных заведений и институтов повышения квалификации. (Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89)


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1.1. Высшие учебные заведения должны представлять среду, оптимальную для сложных процессов формирования молодых специалистов: воспитания, учебы, быта, общественной деятельности, творчества, физического развития, культурного совершенствования.

1.2. Прогрессивными направлениями в проектировании и строительстве высших учебных заведений являются:

укрупнение вузов и создание крупных вузовских комплексов, кооперирование вузов с небольшим контингентом студентов в вуз-городки;

создание системы зданий и корпусов, учитывающих динамику учебного процесса и позволяющих развивать вуз путем внедрения универсальных архитектурно-планировочных решений, менять технологию и оборудование в процессе эксплуатации;

кооперирование высших учебных заведений с объектами приложения труда - создание единых комплексов, включающих учебу - науку - производство: вузов-НИИ, совхозов-вузов, учебно-научно-лечебных комплексов и вузов - культурных центров городов и др.;

развитие научных подразделений в вузах (здания, корпуса) на базе внедрения научных исследований в учебный процесс и становление учебно-научного процесса;

совершенствование технической оснащенности лабораторий и аудиторий - применение ЭВМ, технических средств обучения (ТСО), телевидения, кинофикации и др.;

совершенствование типов общежитий (в том числе для семейных студентов) и комплексов жилых городков с учетом увеличивающегося объема самостоятельной работы студентов и аспирантов, улучшения быта и досуга студентов;

комплексность размещения и возведения учебных, научных, спортивных, жилых, культурно-зрелищных и обслуживающих зданий и сооружений вузов;

широкое использование подземных пространств в вузовских комплексах с целью экономии земли и средств;

учет экологических проблем жизненной среды вузов в окружающей территории;

создание современных выразительных градостроительных архитектурных ансамблей и гармоничного развития существующих комплексов.

1.3. Высшие учебные заведения классифицируются по типам вузов, группами и подгруппами в соответствии с их архитектурно-планировочной, организационной структурой и профилем, табл.1.

Таблица 1

Группы и подгруппы вузов

Тип вузов

1

2

Университеты

Технические

-

Политехнические (многоотраслевые)

Политехнические: индустриальные

Отраслевые:

разведки и разработки полезных ископаемых

Геологоразведочные, горные, нефтяные, нефти и газа, металлургические, стали и сплавов, цветных металлов, горнорудные и др.

энергетические

Энергетические, электротехнические, радиотехнические, физико-технические, радиоэлектроники, инженерно-физические, связи и др.

машиностроительные и приборостроительные

Машиностроительные и приборостроительные, станкоинструментальные, механические и автомеханические, кораблестроительные, полиграфические, киноинженеров и др.

химические

Химико-технологические, тонкой химической технологии, целлюлозно-бумажной промышленности, лесотехнические и др.

легкой и пищевой промышленности

Легкой промышленности, текстильные, мясной и молочной промышленности, пищевые, рыбной промышленности, холодильной промышленности и др.

инженерно-строительные

Инженерно-строительные, инженеров городского хозяйства, строительно-дорожные, автодорожные, геодезические, инженеров землеустройства и др.

транспортные

Инженеров железнодорожного транспорта, инженеров водного транспорта, инженеров гражданской авиации, гидрометеорологические и др.

Сельскохозяйственные

  

Зональные (многоотраслевые)

Сельскохозяйственные

Отраслевые:

технические

сельскохозяйственные

Механизации и электрификации сельского хозяйства, гидромелиорации и ирригации и др.

растениеводческие

Агрономические, зерновые, плодоовощные, хлопководства и др.

животноводческие

Зооветеринарные, мясо-молочные в др.

Педагогические

Многопрофильные

Педагогические

Специализированные

Иностранных языков и др.

Экономические

Многопрофильные

Институты управления, народного хозяйства, кооперативные и др.

Специализированные

Финансовые, планово-экономические финансово-экономические, инженерно-экономические, экономико-статистические, советской торговли и др.

Здравоохранения

Многопрофильные

Медицинские, медико-фармацевтические (или институты здравоохранения)

Специализированные

Медицинские педиатрические, фармацевтические

Культуры, искусства и архитектуры

  

Многопрофильные

Академии художеств, институты культуры, институты искусства

Специализированные

Архитектурные, высшие художественно-промышленные училища, художественные, театральные, музыкальные (консерватории), литературные и др.

Физической культуры

Физической культуры и спорта


Примечание. В табл.1 приведены основные функционально закрепленные группы и типы вузов и не приведены отдельные наименования и типы, имеющиеся в практике.

1.4. Университеты являются крупнейшими многоотраслевыми вузами страны. Основные группы факультетов: естественные (физические, химические, биологические, геологические, географические, математические) и гуманитарные (юридические, философские, исторические, филологические, психологии, иностранных языков, журналистики и др.).

В состав некоторых университетов входят сельскохозяйственные, художественные, медицинские и ряд других факультетов, но эти факультеты в университетах не являются профилирующими.

1.5. Характерной особенностью политехнических (многоотраслевых) вузов является широкий набор специальностей, соответствующий потребностям различных отраслей промышленности. Поэтому в состав вуза могут входить факультеты, относящиеся к различным группам специальностей и отраслей народного хозяйства, например, механический и радиотехнический факультеты, строительный.

В отраслевых технических вузах большинство специальностей относится лишь к одной ведущей отрасли промышленности.

1.6. Зональные (многоотраслевые) сельскохозяйственные вузы готовят специалистов по всем основным сельскохозяйственным специальностям для своей административно-экономической зоны. Основой вуза служат факультеты: агрономический, зооветеринарный, механизации сельского хозяйства и экономический.

Отраслевые сельскохозяйственные вузы готовят специалистов по отдельным отраслям: техническим (механизации и электрификации), растениеводства и животноводства и др.

1.7. Педагогические вузы (многопрофильные) имеют основные факультеты (специальности): историко-филологический, физико-математический, естественно-географический и иностранных языков, факультеты педагогики, начального обучения, физвоспитания, индустриально-педагогический. В крупных вузах появляются также дополнительные факультеты: художественно-графический, музыкально-педагогический и дефектологический. Педагоги этих специальностей готовятся также и в специализированных вузах.

1.8. Экономические вузы готовят специалистов для всех отраслей народного хозяйства: промышленности, науки, сельского хозяйства, сферы обслуживания и имеют специфические особенности. Многопрофильные экономические вузы (вузы управления, народного хозяйства и др.) имеют в своем составе большинство экономических специальностей, а специализированные - одну или несколько: финансово-экономические, инженерно-экономические, торгово-экономические и др.

1.9. Вузы здравоохранения дифференцируются по составу факультетов (специальностей). Медицинские институты имеют в своем составе, как правило, большинство из следующих медицинских факультетов: лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический и стоматологический. Фармацевтические институты формируются на базе специальности "фармация". Структура медико-фармацевтических институтов включает все специальности здравоохранения.

1.10. Вузы культуры и искусства, как обслуживающие единую сферу жизни и быта, имеют много общих изучаемых дисциплин и сходную архитектурно-планировочную структуру, характеризующуюся необходимостью постоянной индивидуальной работы в стенах института.