4.3.1. В состав отработавших газов двигателей автомобильного транспорта входит ряд компонентов, из которых существенный объем занимают токсичные газы: окись углерода - СО, углеводороды - СH, окислы азота - NO, соединения свинца.
Оценку уровня загрязнения воздушной среды указанными отработавшими газами следует производить на основе прогнозов в соответствии с расчетами.
Методика расчета основана на поэтапном определении эмиссии (выбросов) отработавших газов, концентрации загрязнения воздуха этими газами на различном удалении от дороги и затем - сравнении полученных данных с предельно допустимыми концентрациями (ПДК) данных веществ в воздушной среде.
4.3.2. При расчете выбросов учитываются различные типы автотранспортных средств и конкретные дорожные условия.
В качестве расчетной принимается интенсивность движения различных типов автомобилей в смешанном потоке в соответствии с Руководством по определению пропускной способности автомобильных дорог, Минавтодор, 1982 г. с учетом п.1.5 СНиП 2.05.02-85.
4.3.3. Мощность эмиссии CO, СH, NO в отработавших газах отдельно для каждого газообразного вещества определяется по формуле:
, (4.3.1)
где - мощность эмиссии данного вида загрязнений от транспортного потока на конкретном участке дороги, г/м·с;
- коэффициент перехода к принятым единицам измерения;
- коэффициент, учитывающий дорожные и автотранспортные условия, принимается по графику рис.4.3.1 в зависимости от средней скорости транспортного потока, определяемой в соответствии с ВСН 25-86 "Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах", Минавтодор РСФСР;
- средний эксплуатационный расход топлива для данного типа (марки) карбюраторных автомобилей, л/км; для оценочных расчетов может быть принят по средним эксплуатационным нормам с учетом условий движения, которые приведены в табл.4.3.1;
- то же, для дизельных автомобилей, л/км;
- расчетная перспективная интенсивность движения каждого выделенного типа карбюраторных автомобилей, авт./час;
- то же, для дизельных автомобилей, авт./час;
и - коэффициенты, принимаемые для данного компонента загрязнения для карбюраторных и дизельных типов двигателей соответственно по табл.4.3.2.
Рис.4.3.1. Зависимость величины коэффициента "", учитывающего дорожные и автотранспортные
условия движения, от средней скорости транспортного потока
Таблица 4.3.1
Средние эксплуатационные нормы расхода топлива на 1 км пути в литрах
Тип автомобиля | Средний эксплуатационный расход топлива л/км |
Легковые автомобили | 0,11 |
Малые грузовые автомобили карбюраторные (до 5 тонн) | 0,16 |
Грузовые автомобили карбюраторные (6 тонн и более), например ЗИЛ-130 и др. | 0,33 |
Грузовые автомобили дизельные | 0,34 |
Автобусы карбюраторные | 0,37 |
Автобусы дизельные | 0,28 |
Таблица 4.3.2
Значения коэффициентов и