4.2.1. При работе двигателей транспортных средств образуются "условно твердые" выбросы, состоящие из аэрозольных и пылевидных частиц. В наиболее значительном количестве образуются выбросы соединений свинца и углерода (сажи); при интенсивностях движения более 30000-40000 авт./сутки существенное воздействие могут оказывать выбросы кадмия и цинка.
4.2.2. Выбросы соединений свинца происходят одновременно с выбросами отработавших газов при работе двигателей внутреннего сгорания автомобилей на этилированном бензине. Соединения свинца в настоящее время употребляются в качестве антидетонирующей добавки в этилированном бензине марки А-76 в количестве 0,17 г/кг и для А-93 в количестве 0,37 г/кг.
Считается, что около 20% общего количества свинца разносится с газами в виде аэрозолей, 80% выпадает в виде твердых частиц размером до 25 мк и водорастворимых соединений на поверхности прилегающих к дороге земель, накапливается в почве на глубине пахотного слоя или на глубине фильтрации воды атмосферных осадков.
Опасность накопления соединений свинца в почве обусловлена высокой доступностью его растениям и переходом по звеньям пищевой цепи в животных, птиц и человека.
4.2.3. Предельно допустимая концентрация свинца в почве по общесанитарному показателю с учетом фонового загрязнения установлена 32 мг/кг.
4.2.4. Оценку загрязнения придорожных земель выбросами свинца автомобилями следует вести на основе определенного расчетным путем уровня загрязнения поверхностного слоя почвы.
Уровень загрязнения свинцом поверхностного слоя почвы на различном расстоянии от края проезжей части автодороги определяется по формуле:
, (4.2.1)
где - уровень загрязнения поверхностного слоя почвы свинцом, мг/кг;
- толщина почвенного слоя, метров, в котором распределяются выбросы свинца. Принимается на пахотных землях равной глубине вспашки 0,2-0,3 м, на остальных видах угодий (в т.ч. целине) - 0,1 м;
- плотность почвы, кг/м;
- величина отложения свинца на поверхности земли, мг/м определяется по формуле:
, (4.2.2)
где - коэффициент, учитывающий расстояние от края проезжей части, принимается по таблице 4.2.1;
- коэффициент, зависящий от силы и направления ветров, принимается равным отношению площади розы ветров со стороны дороги, противоположной рассматриваемой зоне, к общей ее площади;
- расчетный срок эксплуатации дороги в сутках, принимается равным 7300 суток, что соответствует двадцатилетнему перспективному сроку;
- фоновое загрязнение поверхности земли, мг/м;
- мощность эмиссии свинца при данной среднесуточной интенсивности движения, средней за расчетный период, в мг/м·сут; определяется по формуле:
, мг/м·сут (4.2.3)
где =0,74 - коэффициент пересчета единиц измерения;
- коэффициент, учитывающий дорожные и автотранспортные условия, принимается по графику рис.4.2.1 в зависимости от средней скорости транспортного потока, определяемой в соответствии с ВСН 25-86 "Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах", Минавтодор РСФСР;
=0,8 - коэффициент, учитывающий оседание свинца в системе выпуска отработавших газов;
=0,8 - коэффициент, учитывающий долю выбрасываемого свинца в виде твердых частиц в общем объеме выбросов в соответствии с п.4.2.2;
- средний эксплуатационный расход топлива для данного типа (марки) автомобилей л/км; для оценочных расчетов в экономических обоснованиях развития автомобильных дорог допускается принимать по данным, приведенным в таблице 4.3.1;
- среднесуточная интенсивность движения автомобилей данного типа (марки), средняя за срок службы дороги, авт./сут;