РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УЧЕТУ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Рекомендации по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов разработаны ОАО Гипродорнии с участием ГП Союздорнии и ГП Росдорнии по заданию Федерального дорожного департамента Министерства транспорта Российской Федерации.
Одобрены Федеральным дорожным департаментом Министерства транспорта Российской Федерации (протокол от 26 июня 1995 года).
Согласованы Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 19 июня 1995 года N 03-19/АА.
1.1. Настоящие рекомендации разработаны во исполнение закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" с учетом п.3.2 Положения об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от 18 июля 1994 года N 222.
1.2. Целью настоящих рекомендаций является установление с учетом особенностей автомобильных дорог основных требований к оценке воздействия объектов на окружающую среду, составу и содержанию раздела "Охрана окружающей среды" на различных стадиях проектирования, а также регламентация основных положений методологии разработки природоохранных технических решений на основе оценки воздействия на окружающую среду.
1.3. Настоящие рекомендации распространяются на разработку предпроектной и проектной документации для строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог общего пользования*, финансируемых из Федерального дорожного фонда (за исключением дотаций территориям).
________________
* "Строительство, реконструкция и ремонт автомобильных дорог и сооружений на них" в дальнейшем именуется "развитие автомобильных дорог".
По решению заказчика они могут применяться для проектной документации, развитие по которой будет осуществляться за счет территориальных дорожных фондов, собственных, заемных или привлеченных средств инвесторов. При этом документация должна быть разработана в объеме, достаточном для обоснования проектных решений по обеспечению экологической безопасности объекта.
1.4. Рекомендации предназначены для заказчиков, разработчиков предпроектной и проектной документации и могут быть использованы органами, осуществляющими государственную экологическую экспертизу, и органами управления, принимающими решение о реализации проектов.
1.5. Учет требований охраны окружающей среды в проектах зданий и сооружений дорожно-эксплуатационных организаций, производственных предприятий, комплексов обслуживания участников дорожного движения следует осуществлять в соответствии с документами соответствующего профиля.
1.6. При проектировании автомобильных дорог в сложных (особых) природных условиях (вечная мерзлота, горная местность, подтопляемые территории и др.) в дополнение к требованиям настоящих рекомендаций следует учитывать требования специальных нормативных документов в соответствии с природными особенностями территории.
В индивидуальном порядке могут выполняться также включенные в задание на проектирование дополнительные требования и условия заказчика, органов государственного управления, других заинтересованных органов.
1.7. Учет требований охраны окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и сооружений на них осуществляется в зависимости от стадии проектных работ путем подготовки документации для принятия решения о выполнении мероприятий по развитию объектов, обоснования видов и сроков работ, а также проектирования мер по исключению, смягчению или компенсации воздействий.
1.8. Проработку вопросов охраны окружающей среды следует производить на всех стадиях составления предпроектной и проектной документации на развитие автомобильных дорог и сооружений на них, последовательно углубляя рассмотрение, не допуская изменения решений, утвержденных в документации предыдущей стадии.
1.9. В соответствии с Порядком разработки, согласования и утверждения проектной документации для дорожных работ, финансируемых из Федерального дорожного фонда, проектирование объектов развития автомобильных дорог и сооружений на них осуществляется по следующим стадиям:
- экономическое обоснование (ЭО);
- инженерный проект (ИП);
- рабочая документация (РД), выполняемая, как правило, подрядной строительной организацией.
1.10. При разработке экономического обоснования развития автомобильной дороги производится оценка влияния объекта, а также предлагаемых решений на обеспечение безопасных условий движения, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, удовлетворение социальных и экономических потребностей, соблюдение экологических ограничений, установленных соответствующими органами в районе размещения автомобильной дороги методами процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).
При подготовке экономического обоснования развития автомобильной дороги в соответствии с Положением об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Минприроды России от 18.07.94 г. N 222, проведение процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) является обязательным.
При разработке инженерного проекта на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, участков и сооружений на них на основе результатов ОВОС, полученного предварительного согласования места проложения трассы автомобильной дороги и акта выбора трассы, производится проектирование инженерных мероприятий по исключению и смягчению воздействия объекта на окружающую среду, определяются размеры компенсаций за нанесенный ущерб.
В рабочей документации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог и сооружений на них на основе решений, утвержденных в составе инженерного проекта, производится детальное проектирование элементов инженерных природоохранных мероприятий, позволяющее осуществить их строительство.
1.11. Рекомендуемый порядок оценки воздействия автомобильных дорог на окружающую среду при разработке экономического обоснования на развитие автомобильных дорог и сооружений на них приведен в разделе 3.1 настоящих рекомендаций.
Рекомендуемый состав и порядок разработки раздела "Охрана окружающей среды" в проектной документации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог и сооружений на них приведен в разделе 3.2 настоящих рекомендаций.
1.12. Проектные организации при разработке проектной документации должны обеспечить:
- строгое соблюдение нормативных требований по обеспечению экологической безопасности сооружений;
- учет решений, принятых в схемах и проектах районной планировки, проектах планировки и застройки городов и других населенных пунктов;
- рациональное проложение автомобильной дороги, оказывающее положительное влияние на социальное и экономическое развитие, экологическую обстановку на прилегающих территориях и сочетающегося с окружающим ландшафтом;
- рациональное использование земель и природных ресурсов, экономичное расходование материальных и энергетических ресурсов;
- максимальную экономическую эффективность принятых решений.
1.13. Решения, принимаемые при проектировании на всех стадиях, должны выбираться на основе сравнения вариантов. При сравнении вариантов необходимо руководствоваться следующими положениями:
- оптимальным является вариант, имеющий наивысшие показатели экономической эффективности капитальных вложений с учетом экологической безопасности и социальных интересов населения;
- при сравнении вариантов с различными эксплуатационными показателями, сроком службы или очередностью развития параметров следует учитывать затраты на содержание, ремонты и реконструкцию дороги, транспортные расходы, расходы на природоохранные мероприятия, компенсацию экологического ущерба и т.д. в течение всего периода сравнения с учетом дисконтирования затрат;
- рассмотрение варианта отказа от строительства и реконструкции автомобильной дороги и последствий такого решения при проведении оценки воздействия автомобильной дороги на окружающую среду является обязательным;
- при сравнении вариантов проложения трассы следует учитывать перераспределение движения по участкам сети автомобильных дорог, уменьшение экологической нагрузки на те места, где снижается интенсивность движения и улучшаются дорожные условия; эти факторы в первую очередь надлежит рассматривать при планировании и проектировании обходов населенных пунктов, мероприятий по улучшению плана и продольного профиля дорог, развития, связанного с улучшением транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог.
При необходимости учета факторов, не поддающихся стоимостной оценке, следует использовать методы многофакторного анализа.
1.14. Предпроектная и проектная документация, представляемая на экспертизу и утверждение, должна разрабатываться без излишней детализации в минимальном объеме и составе, достаточном для обоснования принятых проектных решений и параметров, подлежащих утверждению. В пояснительной записке должны максимально использоваться карты, схемы, таблицы и графики, а описательная часть должна быть четкой и краткой.
1.15. Оценка воздействия автомобильных дорог на окружающую среду, разработка разделов проектов "Охрана окружающей среды" должны осуществляться проектными организациями, имеющими оформленную в установленном порядке лицензию на право осуществления такой деятельности.
1.16. Расчеты, данные по конструированию элементов природоохранных мероприятий, изыскательские материалы в состав передаваемой заказчику документации не включаются, должны храниться в проектно-изыскательской организации и представляются органам, осуществляющим государственную экологическую экспертизу, по их требованию.
2.1. Проведение оценки воздействия автомобильной дороги на окружающую среду, а также разработка раздела "Охрана окружающей среды" в проектной документации осуществляются на основе информации о состоянии окружающей среды в районе возможного воздействия рассматриваемого объекта.
2.2. Сбор информации о состоянии окружающей среды должен включать в себя использование следующих основных источников:
- фондовые материалы территориальных органов контроля и надзора за состоянием природной среды, материалы статистической отчетности, данные режимной сети наблюдений и контроля (мониторинга);
- ранее выполненные и имеющиеся в распоряжении заказчика и проектной организации картографические, проектные, изыскательские материалы;
- данные биологических, географо-геологических и других исследований и наблюдений природной среды, проводимых научными организациями;
- ранее выполненные исследовательские, статистические, диагностические и другие материалы о состоянии автомобильных дорог в зоне влияния рассматриваемого объекта;
- литературные источники;
- опросы или анкетирование для получения информации от местных жителей и организаций, технические условия и согласования заинтересованных органов;
- инженерные изыскания;
- экономические изыскания, сбор данных о размерах и составе транспортного потока, перспективах экономического развития региона.
2.3. Перед началом детального проектирования в случае отсутствия указанных выше материалов по рекомендациям экономического обоснования или в соответствии с техническими условиями территориальных комитетов по охране природы могут проводиться дополнительные исследования состояния отдельных компонентов окружающей среды, которые могут претерпеть изменения в результате развития объекта.
2.4. До начала разработки проектной документации заказчик обязан передать проектной организации имеющиеся в его распоряжении материалы ранее выполненных проектных, изыскательских, исследовательских работ, а также предоставить необходимые исходные данные. Ориентировочный состав исходных данных приведен в приложении 2 и может уточняться при заключении договора на проектные работы. В отдельных случаях заказчик проекта может поручить по договору сбор исходной информации проектной организации.
2.5. Исходные данные, технические условия и требования по развитию и эксплуатации объекта, полученные в органах охраны окружающей среды, государственного надзора и других заинтересованных организациях, действуют в течение всего планируемого периода проектирования и развития.
2.6. Организация и финансирование сбора информации о состоянии окружающей среды осуществляется заказчиком в установленном порядке.
2.7. При отсутствии в распоряжении заказчика достаточно полных исходных данных о состоянии природной среды следует проводить специальные изыскательские работы.
Необходимые топографические, инженерно-геологические, гидрометеорологические изыскания выполняются в соответствии с главой СНиП "Инженерные изыскания" в объеме, необходимом для обоснования принятых решений.
При необходимости проведения исследований состояния отдельных компонентов окружающей среды, которые могут претерпеть изменения в результате развития рассматриваемого объекта, как правило, следует привлекать специализированные организации. Состав и методы исследований состояния отдельных компонентов окружающей среды определяются соответствующими нормативными документами. Примерный перечень нормативных документов приведен в приложении 1.
2.8. В соответствии с Положением об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Минприроды России от 18 июля 1994 г. N 222, информация о состоянии окружающей среды подготавливается с помощью методов и средств измерений, удовлетворяющих требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных документов по обеспечению единства измерений.
2.9. Собираемая информация должна охватывать все объекты воздействия и аспекты, необходимые для оценки воздействия объекта на окружающую среду и разработки раздела "Охрана окружающей среды" проектной документации в соответствии с разделом 3.
2.10. Информация о состоянии окружающей среды должна:
- быть достоверной, относиться непосредственно к месту проведения мероприятий по развитию автомобильной дороги;
- соответствовать единому времени обследования;
- по возможности проверяться по различным источникам информации;
- подтверждаться официальными документами и согласованиями;
- соответствовать нормативным и законодательным документам по охране природы.
2.11. Материалы по сбору исходных данных, исследований и изысканий должны оформляться в виде пояснительной записки с приложением ведомостей, графиков, таблиц, карт и планов, справок, технических условий и согласований, оформленных в соответствии с требованиями ГОСТ Р и отраслевых нормативных документов.
2.12. К материалам по сбору исходных данных, исследований и изысканий следует при необходимости прилагать карты территорий, чувствительных к рассматриваемым видам воздействия объекта.
3.1. Состав материалов по оценке воздействия на окружающую среду в экономических обоснованиях развития автомобильных дорог.
3.1.1. При разработке экономического обоснования решения по предлагаемому общему направлению трассы и мероприятиям по развитию автомобильной дороги принимаются с учетом оценки уровня обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Указанная оценка производится путем проведения процедур оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).
3.1.2. Результаты выполнения процедуры оценки воздействия на окружающую среду, как правило, оформляются в самостоятельный раздел ЭО, который включает следующую информацию:
определение типов и характера вероятных воздействий автомобильной дороги на окружающую среду:
- строительные воздействия, т.е. воздействия, связанные с ведением работ, носят, как правило, временный характер;