4.1 Принципы
Для имитирования отскока плоская поверхность образца, сделанного из материала, похожего на дерево, толчковым движением контактирует с движущейся пильной цепью на конце направляющей шины пилы.
Испытания должны проводиться на оборудовании, созданном для измерения вращательной и линейной энергии, выделяемой в результате действия отскока. Пиковые значения энергии, используемые при расчете угла отскока, определяют поэтапным исследованием, включающим методы испытаний в наиболее неблагоприятных условиях. Так как результаты могут быть разными для разных условий испытаний, то их проводят несколько раз, а результаты усредняют.
4.2 Испытательные образцы
Испытательные образцы должны быть изготовлены из фибрового картона средней плотности [степень плотности - (732±32) кг/м]. Стандартный испытательный образец должен иметь размеры 38х38х250 мм. Допускается использовать образцы высотой до 76 мм, измеренной перпендикулярно к испытательной лицевой стороне образца.
Примечание - Так как значения энергии отскока зависят от плотности фибрового картона, необходим тщательный контроль подбираемых образцов. В целях воспроизведения результатов испытаний и сравнения их с результатами других испытаний, испытуемые образцы должны быть калиброваны в соответствии с параметрами эталонных образцов. Калибрование проводится на образцах из серийных партий с использованием эталона.
_______________
Эталон - полнокомплектная пила с шиной и цепью, для которой уже определены параметры энергии отскока.
4.3 Оборудование
4.3.1 Испытательный стенд марки ВОМ-0100 для измерения уровня энергии.
4.3.2 Датчик частоты вращения коленчатого вала двигателя с точностью считывания ±1,5% измеренного значения.
4.3.3 Временной механизм скорости движения каретки, включающий датчики с точностью измерения ±1 м/с и узел блокировки, исключающий повторный запуск.
4.3.4 Временной механизм тормоза цепи, включающий датчики с точностью измерения ±3 м/с.
4.3.5 Оборудование для проверки тормоза цепи - по ГОСТ 30411.
4.3.6 Компьютер и программа для расчета угла отскока.
4.4 Подготовка
4.4.1 Физические измерения
4.4.1.1 Физические измерения проводят с использованием пилы, укомплектованной направляющей шиной и пильной цепью, с баками, наполненными топливной смесью и маслом. Перед началом измерений пильная цепь должна быть подготовлена по 4.4.2.
4.4.1.2 Массу пильной цепи измеряют в килограммах. Допустимая погрешность измерения - ±50 г.
4.4.1.3 Положение центра тяжести (должен быть отмечен на корпусе пилы) перпендикулярно плоскости направляющей шины. Допустимая погрешность измерения - ±6 мм.
4.4.1.4 Момент инерции цепной пилы определяют по оси шины через центр тяжести и перпендикуляр к плоскости направляющей шины в килограммах на метр в квадрате.
4.4.1.5 Передний конец пильной цепи, положения передней и задней рукояток относительно центра тяжести обозначены координатами X, Y (см. рисунок 2) в миллиметрах. Допустимая погрешность измерения - ±3 мм.
1 - центральная ось направляющей шины должна быть в горизонтальном положении; 2 - центр тяжести; BTX, BTY - координаты шины с цепью, установленной так, чтобы получить максимальный размер X. Измерение расстояния до конца цепи на направляющей шине проводят по направляющей шине вдоль ее осевой линии. Для асимметричных шин измерение проводят вдоль линии через центр радиуса выше квадранта конца и параллельно центральной линии и направляющей шины; FHX, FHY - координаты передней рукоятки, измеряют до центра защитного устройства передней рукоятки. Если рукоятка прогнута в какой-либо плоскости или в каком-либо направлении, следует использовать середину площади захвата; RHX, RHY - координаты задней рукоятки измеряют от точки, отстоящей на 25 мм от задней точки рычага управления дросселем на внутренней поверхности рукоятки
Рисунок 2 - Измерение координат