Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 51390-99
(ИСО 9518-98)



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Машины для лесного хозяйства

ПИЛЫ ЦЕПНЫЕ ПЕРЕНОСНЫЕ

Методы испытаний на отскок

Forestry machinery. Portable chain-saws. Kikback test methods



ОКС 65.060.80

Дата введения
в части проведения исследований 2001-01-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 287 "Ручное портативное механизированное оборудование для лесной промышленности и лесного хозяйства"

2 ВНЕСЕН Управлением машиностроения Госстандарта России

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 30 ноября 1999 г. N 489-ст

4 Настоящий стандарт представляет собой полный аутентичный текст ИСО 9518-98(E)* "Машины для лесного хозяйства. Пилы цепные переносные. Методы испытаний на отскок" и содержит дополнительные требования, отражающие потребности экономики страны

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2020 г.

________________

* Издание с внесенным Изменением N 1 по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает методы испытаний на отскок бензомоторных цепных пил, укомплектованных направляющей шиной и пильной цепью, с объемом цилиндра двигателя до 80 см с целью проведения исследований угла и энергии отскока.

Примечание - Настоящий стандарт допускается использовать для испытаний цепных пил с электрическим двигателем, для проведения которых в стандарте приведены соответствующие рекомендации.

Раздел 1 (Измененная редакция, Изм. N 1).

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ 30411 (ИСО 6535-91) Машины для лесного хозяйства. Пилы бензиномоторные цепные. Тормоз пильной цепи. Методы испытаний

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

Раздел 2 (Измененная редакция, Изм. N 1).

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 защитное устройство наконечника шины: Съемное приспособление на конце направляющей шины, исключающее контакт внешних объектов с цепью.

3.2 рычаг тормоза цепи: Защитное устройство передней рукоятки, используемое для приведения в действие тормоза цепи.

3.3 расчетный угол отскока (см. рисунок 1): Угол, используемый в качестве критерия оценки величины отскока цепной пилы при ее движении назад и вверх по направлению к оператору.

3.4 угол контакта: Угол между поверхностью испытуемого образца и перпендикуляром к центральной линии направляющей шины.

3.5 набор данных: Группа значений параметров в точках, полученных при испытаниях пилы в заданных условиях.

3.6 удар: Этап испытаний, предусматривающий контакт образца с движущейся пильной цепью на конце направляющей шины.

3.7 отскок: Быстрое движение пилы по дуге вверх и назад в момент, когда движущаяся пильная цепь в крайней точке наконечника направляющей шины контактирует с бревном, веткой, деревом или другими препятствиями.

     1 - расчетный угол отскока; 2 - пиковое положение пилы, определяемое математической моделью; 3 - первоначальное положение пилы

     Рисунок 1 - Расчетный угол отскока

3.8 стенд испытаний пилы на отскок: Оборудование (устройство), используемое для измерения энергии отскока цепной пилы.

3.9 горизонтальная система: Часть испытательного стенда, используемая для измерения горизонтальной составляющей энергии отскока.

3.10 силовой блок: Цепная пила без направляющей шины и цепи.

3.11 вращательная система: Часть испытательного стенда, используемая для измерения вращательной энергии действия отскока.

3.12 образец, испытательный образец: Кусок фибрового картона средней плотности, используемый в качестве препятствия, после контакта пилы с которым происходит отскок.

     4 Метод испытаний

4.1 Принципы

Для имитирования отскока плоская поверхность образца, сделанного из материала, похожего на дерево, толчковым движением контактирует с движущейся пильной цепью на конце направляющей шины пилы.

Испытания должны проводиться на оборудовании, созданном для измерения вращательной и линейной энергии, выделяемой в результате действия отскока. Пиковые значения энергии, используемые при расчете угла отскока, определяют поэтапным исследованием, включающим методы испытаний в наиболее неблагоприятных условиях. Так как результаты могут быть разными для разных условий испытаний, то их проводят несколько раз, а результаты усредняют.

4.2 Испытательные образцы

Испытательные образцы должны быть изготовлены из фибрового картона средней плотности [степень плотности - (732±32) кг/м]. Стандартный испытательный образец должен иметь размеры 38х38х250 мм. Допускается использовать образцы высотой до 76 мм, измеренной перпендикулярно к испытательной лицевой стороне образца.

Примечание - Так как значения энергии отскока зависят от плотности фибрового картона, необходим тщательный контроль подбираемых образцов. В целях воспроизведения результатов испытаний и сравнения их с результатами других испытаний, испытуемые образцы должны быть калиброваны в соответствии с параметрами эталонных образцов. Калибрование проводится на образцах из серийных партий с использованием эталона.

_______________

Эталон - полнокомплектная пила с шиной и цепью, для которой уже определены параметры энергии отскока.

4.3 Оборудование

4.3.1 Испытательный стенд марки ВОМ-0100 для измерения уровня энергии.

4.3.2 Датчик частоты вращения коленчатого вала двигателя с точностью считывания ±1,5% измеренного значения.

4.3.3 Временной механизм скорости движения каретки, включающий датчики с точностью измерения ±1 м/с и узел блокировки, исключающий повторный запуск.

4.3.4 Временной механизм тормоза цепи, включающий датчики с точностью измерения ±3 м/с.

4.3.5 Оборудование для проверки тормоза цепи - по ГОСТ 30411.

4.3.6 Компьютер и программа для расчета угла отскока.

4.4 Подготовка

4.4.1 Физические измерения

4.4.1.1 Физические измерения проводят с использованием пилы, укомплектованной направляющей шиной и пильной цепью, с баками, наполненными топливной смесью и маслом. Перед началом измерений пильная цепь должна быть подготовлена по 4.4.2.

4.4.1.2 Массу пильной цепи измеряют в килограммах. Допустимая погрешность измерения - ±50 г.

4.4.1.3 Положение центра тяжести (должен быть отмечен на корпусе пилы) перпендикулярно плоскости направляющей шины. Допустимая погрешность измерения - ±6 мм.

4.4.1.4 Момент инерции цепной пилы определяют по оси шины через центр тяжести и перпендикуляр к плоскости направляющей шины в килограммах на метр в квадрате.

4.4.1.5 Передний конец пильной цепи, положения передней и задней рукояток относительно центра тяжести обозначены координатами X, Y (см. рисунок 2) в миллиметрах. Допустимая погрешность измерения - ±3 мм.

     1 - центральная ось направляющей шины должна быть в горизонтальном положении; 2 - центр тяжести; BTX, BTY - координаты шины с цепью, установленной так, чтобы получить максимальный размер X. Измерение расстояния до конца цепи на направляющей шине проводят по направляющей шине вдоль ее осевой линии. Для асимметричных шин измерение проводят вдоль линии через центр радиуса выше квадранта конца и параллельно центральной линии и направляющей шины; FHX, FHY - координаты передней рукоятки, измеряют до центра защитного устройства передней рукоятки. Если рукоятка прогнута в какой-либо плоскости или в каком-либо направлении, следует использовать середину площади захвата; RHX, RHY - координаты задней рукоятки измеряют от точки, отстоящей на 25 мм от задней точки рычага управления дросселем на внутренней поверхности рукоятки

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs