ГОСТ Р 41.86-99
(Правила ЕЭК ООН N 86)
Группа Д25
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ,
КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ЛЕСНЫХ ТРАКТОРОВ
В ОТНОШЕНИИ УСТАНОВКИ УСТРОЙСТВ ОСВЕЩЕНИЯ
И СВЕТОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ
Uniform provisions concerning the approval of agricultural
or forestry tractors with regard to the installation of lighting and light-signalling devices
ОКС 65.060.10
ОКП 47 2200
47 2400
47 2600
Дата введения 2000-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил ЕЭК ООН N 86*, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН
________________
* С действующей редакцией Правил ЕЭК ООН можно ознакомиться на бесплатном интернет-ресурсе ООН. - Примечание изготовителя базы данных.
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1999 г. N 184
3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН N 86, (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.85, дата вступления в силу 01.08.90) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения сельскохозяйственных и лесных тракторов в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации" и включает в себя:
- Поправку 1 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.85/Amend.1, дата вступления в силу 15.02.96)
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 86 (далее - Правила).
1.1 Настоящие Правила применяются к официальному утверждению сельскохозяйственных или лесных тракторов в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации.
1.2 Настоящие Правила применяются только:
1.2.1 к сельскохозяйственным или лесным тракторам, определенным в 2.1, оборудованным пневматическими шинами и имеющим не менее двух осей и максимальную расчетную скорость от 6 до 30 км/ч.
В настоящих Правилах применяют следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 сельскохозяйственные или лесные тракторы: Любое колесное механическое транспортное средство, имеющее не менее двух осей, назначение которого определяется главным образом развиваемой им силой тяги и которое специально сконструировано для буксировки, толкания, перевозки или приведения в движение некоторых орудий, машин или прицепов, предназначенных для использования в сельском или лесном хозяйстве. Оно может быть приспособлено для перевозки грузов и пассажиров.
2.2 тип трактора в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации: Тракторы, не имеющие между собой существенных различий, в частности, в отношении:
2.2.1 размеров и внешней формы трактора;
2.2.2 количества и расположения устройств и
2.2.3 не рассматриваются так же, как "другие типы тракторов";
тракторы, имеющие различия (2.2.1 и 2.2.2), которые, однако, не вызывают изменения вида, числа, размещения и геометрической видимости огней, предписанных для данного типа трактора,
и тракторы, на которых установлены или отсутствуют факультативные огни;
тракторы, имеющие огни, положение которых изменяется в зависимости от направления движения в стране регистрации.
2.3 поперечная плоскость: Вертикальная плоскость, перпендикулярная к среднему продольному сечению трактора;
2.4 порожний трактор: Трактор в снаряженном состоянии без факультативного оборудования, но с запасом охладителя, масла, топлива, инструмента и с водителем;
2.5 груженый трактор: Трактор, нагруженный до технически допустимой максимальной массы, указанной предприятием-изготовителем, который также устанавливает распределение этой массы по осям;
2.6 огонь: Приспособление, предназначенное для освещения дороги (фара) или подачи светового сигнала. Фонари заднего номерного знака и светоотражающие приспособления также считаются огнями;
2.6.1 эквивалентные огни: Огни, выполняющие одни и те же функции, утвержденные на основании Правил ЕЭК ООН N 37 и отвечающие одним и тем же требованиям; такие огни могут иметь характеристики, отличные от тех, которые имели огни, установленные на тракторе в момент официального утверждения, при условии, что они отвечают требованиям данных Правил;
2.6.2 независимые огни: Огни, имеющие отдельные рассеиватели, отдельные источники света и отдельные корпусы;
2.6.3 сгруппированные огни: Устройства, имеющие отдельные рассеиватели и отдельные источники света, но один корпус;
2.6.4 комбинированные огни: Устройства, имеющие отдельные рассеиватели, но один источник света и один корпус;
2.6.5 совмещенные огни: Устройства, имеющие отдельные источники света (или единый источник света, действующий в разных условиях), но общие (частично или полностью) рассеиватели и один корпус;
2.6.6 укрываемые огни: Фара, которая в нерабочем положении может быть полностью или частично укрыта. Укрытие может обеспечиваться либо за счет применения подвижного кожуха, либо путем перемещения фары, либо другим подходящим способом. Под убирающимся огнем подразумевается частный случай укрываемого огня, перемещение которого позволяет полностью укрывать его в кузове трактора;
2.6.7 регулируемые огни: Установленный на тракторе огонь, который может без демонтажа изменять свое положение по отношению к нему;
2.6.8 огонь дальнего света: Огонь, предназначенный для освещения дороги на дальнее расстояние впереди трактора;
2.6.9 огонь ближнего света: Огонь, предназначенный для освещения дороги впереди трактора таким образом, чтобы не ослеплять и не причинять неудобств водителям встречных транспортных средств и другим участникам дорожного движения;
2.6.10 противотуманная фара: Огонь, предназначенный для улучшения освещенности дороги в туман, снегопад, ливень или пылевую бурю;
2.6.11 огонь заднего хода: Огонь, предназначенный для освещения дороги сзади трактора и подачи предупреждающего сигнала другим участникам дорожного движения о том, что трактор идет или намеревается идти задним ходом;
2.6.12 указатель поворота: Огонь, предназначенный для сигнализации другим участникам дорожного движения о намерении водителя повернуть направо или налево;
2.6.13 аварийный сигнал: Устройство, позволяющее одновременно включать все указатели поворота для сигнализации особой опасности, которую представляет в данный момент трактор для других участников дорожного движения;
2.6.14 стоп-сигнал: Огонь, предназначенный для сигнализации другим участникам дорожного движения, находящимся сзади трактора, что его водитель привел в действие рабочий тормоз;
2.6.15 фонарь освещения заднего номерного знака: Устройство, которое служит для освещения места, предназначенного для заднего номерного знака, и которое может состоять из различных оптических элементов;
2.6.16 боковой передний габаритный огонь: Огонь, предназначенный для сигнализации наличия и указания ширины трактора, если смотреть спереди;
2.6.17 задний (боковой) габаритный огонь: Огонь, предназначенный для сигнализации наличия и указания ширины трактора, если смотреть сзади;
2.6.18 задний противотуманный огонь: Огонь, предназначенный для улучшения освещения трактора сзади в густом тумане;
2.6.19 стояночный огонь: Огонь, предназначенный для сигнализации трактора без прицепа, остановившегося в населенном пункте. В этом случае он заменяет боковые подфарники и задние (боковые) габаритные фонари;
2.6.20 габаритный огонь: Один из огней, смонтированный, как можно выше у крайней точки габаритной ширины трактора, и предназначенный для точного указания его габаритной ширины. Этот сигнал дополняет для некоторых тракторов передние и задние (боковые) габаритные огни транспортного средства, привлекая особое внимание к его габаритам;
2.6.21 рабочий огонь: Устройство, предназначенное для освещения рабочего места или операции;
2.6.22 светоотражающее приспособление: Приспособление, предназначенное для сигнализации наличия трактора посредством отражения света, излучаемого источником света, не связанным с этим трактором, причем наблюдатель находится вблизи от этого источника. В соответствии с настоящими Правилами не считаются светоотражающими приспособления:
- светоотражающие номерные знаки;
- прочие таблички и светоотражающие знаки, которые следует применять в целях обеспечения соответствия со спецификациями той или иной Договаривающейся стороны в отношении определенных категорий транспортных средств или определенных видов операций.
2.7 Освещающая поверхность (см. приложение 3)
2.7.1 освещающая поверхность огня (2.6.8-2.6.11): Ортогональная проекция полной выходной поверхности отражателя на поперечную плоскость. Если стекло (стекла) огня перекрывает (перекрывают) только часть общей поверхности отражателя, то учитывается только проекция этой части. Для огня ближнего света освещающая поверхность ограничивается со стороны границы освещенности ее видимой проекцией на рассеивателе. Если расположение отражателя и стекла регулируется, то следует использовать среднее положение регулировки;
2.7.2 освещающая поверхность огня сигнализации, не являющегося светоотражающим приспособлением (2.6.12-2.6.20): Ортогональная проекция огня на плоскость, перпендикулярную к его исходной оси и соприкасающуюся с наружной светоиспускающей поверхностью, причем эта проекция ограничивается краями экранов, расположенных в этой плоскости, каждый из которых оставляет внутри этой поверхности только 98% общей силы света в направлении исходной оси. Для определения нижнего, верхнего и боковых краев светоиспускающей поверхности учитываются только экраны с горизонтальными и вертикальными краями;
2.7.3 освещающая поверхность светоотражающего приспособления (2.6.22): Ортогональная проекция отражающей поверхности светоотражающего приспособления на плоскость, перпендикулярную к его исходной оси и ограничиваемую плоскостями, смежными с внешними краями светоотражающей поверхности светоотражающего приспособления и параллельными этой оси. Для определения нижнего, верхнего и боковых краев освещающей поверхности учитываются только горизонтальные и вертикальные плоскости;
2.7.4 светоиспускающая поверхность: Вся или часть поверхности прозрачного рассеивателя, закрывающего устройство освещения или световой сигнализации и пропускающего излучаемый им свет.
2.8 видимая поверхность в определенном направлении наблюдения: Ортогональная проекция светоиспускающей поверхности на плоскость, перпендикулярную к направлению наблюдения (см. приложение 3);
2.9 исходная ось: Характерная ось светового сигнала, определяемая предприятием-изготовителем огня и служащая ориентиром (0°, 0°) для углов поля при фотометрических измерениях и при установке огня на тракторе.
2.10 исходный центр: Пересечение исходной оси со светоиспускающей поверхностью огня, указываемое предприятием-изготовителем;
2.11 угол геометрической видимости: Углы, определяющие зону минимального телесного угла, в которой должна быть видна видимая поверхность огня. Указанная зона телесного угла определяется сегментами сферы, центр которой совпадает с исходным центром огня, а экватор параллелен дороге. Эти сегменты определяются по исходной оси. Горизонтальные углы соответствуют долготе, я вертикальные углы - широте. Внутри углов геометрической видимости не должно быть препятствий для распространения света из какой-либо части видимой поверхности огня, наблюдаемого из какой-либо бесконечно удаленной точки. Если измерения делаются на более близком расстоянии от огня, то направление наблюдения должно быть сдвинуто параллельно для достижения такой же точности.
Внутри углов геометрической видимости препятствия во внимание не принимаются, если они уже существовали в момент официального утверждения.
Если после установки фары какая-либо часть видимой поверхности огня закрывается расположенными впереди частями транспортного средства, то необходимо представить доказательство того, что фотометрические характеристики огня, не закрытого препятствием, все еще соответствуют величинам, предписанным для официального утверждения данного устройства в качестве оптического прибора (см. рисунок 1).
и - углы геометрической видимости
Рисунок 1
2.12 край габаритной ширины с каждой стороны трактора: Плоскость, параллельная среднему продольному сечению трактора и совпадающая с его боковым краем, не считая выступа или выступов, образуемых:
2.12.1 шинами, вблизи от точки их соприкосновения с землей, и соединительными элементами для датчиков давления в шинах,
2.12.2 приспособлениями противоскольжения, которые могут устанавливаться на колесах,
2.12.3 зеркалами заднего вида,
2.12.4 боковыми указателями поворота, габаритными огнями, стояночными огнями и боковыми светоотражающими приспособлениями,
2.12.5 таможенными пломбами, налагаемыми на трактор, и приспособлениями для крепления и защиты этих пломб.
2.13 габаритная ширина: Расстояние между обеими вертикальными плоскостями, определенными в 2.12;
2.14 единый огонь: Любой комплект двух или нескольких огней, тождественных или нет, но имеющих одинаковое назначение и одинаковый цвет, образуемый устройствами, у которых проекция всего комплекса светоиспускающих поверхностей на поперечную плоскость занимает не менее 60% поверхности наименьшего прямоугольника, описанного вокруг проекций, указанных выше светоиспускающих поверхностей, и при условии, что комплект официально утвержден в качестве единого огня, если требуется такое официальное утверждение.