Недействующий
Профессиональное решение
для инженеров-конструкторов и проектировщиков

     
     ГОСТ Р 41.74-99
(Правила ЕЭК ООН N 74)

Группа Д31

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ,
КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ МОПЕДОВ
В ОТНОШЕНИИ УСТАНОВКИ УСТРОЙСТВ ОСВЕЩЕНИЯ
И СВЕТОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

Uniform provisions concerning the approval of mopeds with regard
to the installation of lighting and light-signalling devices



ОКС 43.140

ОКП 45 2930

Дата введения 2000-07-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил ЕЭК ООН N 74*, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН

________________

* С действующей редакцией Правил ЕЭК ООН можно ознакомиться на бесплатном интернет-ресурсе ООН. - Примечание изготовителя базы данных.  

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1999 г. N 184

3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН N 74, (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.73, дата вступления в силу 15.06.88) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения мопедов в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации", и включает в себя:

- Поправку 1 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.73/Amend.1, дата вступления в силу 17.11.92);

- Поправку 2 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.73/Amend.2, дата вступления в силу 09.06.95).

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 74 (далее - Правила).

     1 Область применения


Настоящие Правила применяются при официальном утверждении двухколесных механических транспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч и рабочий объем цилиндров не более 50 см или аналогичные характеристики*.

_______________

* Это положение распространяется на автотранспортные средства с другими двигателями, например электрическими, ротационными и т.д. в соответствии с определением мопедов, содержащимся в Конвенции о дорожном движении 1968 г. (статья 1 m), глава 1, E/CONF.56/16/Rev.1).

     2 Определения


В настоящих Правилах применяют следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 официальное утверждение транспортного средства: Официальное утверждение типа транспортного средства в отношении числа устройств освещения и световой сигнализации и способа их установки.

2.2 типа транспортного средства: Автотранспортные средства, не имеющие между собой существенных различий в отношении следующих характеристик:

2.2.1 размеров и внешней формы транспортного средства;

2.2.2 числа и расположения устройств;

2.2.3 не рассматриваются так же, как другие типы транспортных средств:

2.2.3.1 транспортные средства, имеющие указанные в 2.2.1 и 2.2.2 различия, которые не вызывают изменения вида, числа, размещения и геометрической видимости огней, предписанных для данного типа транспортного средства;

2.2.3.2 транспортные средства, на которых огни, официально утвержденные в соответствии с какими-либо Правилами, приложенными к Соглашению 1958 г., или допустимые в стране их регистрации, установлены или отсутствуют, когда наличие этих огней не является обязательным

2.3 поперечная плоскость: Вертикальная плоскость, перпендикулярная к среднему продольному сечению транспортного средства;

2.4 порожнее транспортное средство: Транспортное средство без водителя и груза, но с полным запасом топлива и необходимым комплектом инструментов;

2.5 огонь: Приспособление, предназначенное для освещения дороги или подачи светового сигнала. Фонари заднего номерного знака и светоотражающего приспособления также считаются огнями.

2.5.1 эквивалентные огни: Огни, выполняющие одни и те же функции и официально утвержденные в соответствии с одними и теми же Правилами, приложенными к Соглашению 1958 г., или в соответствии с одними и теми же предписаниями; огни могут иметь характеристики, отличающиеся от огней, установленных на транспортном средстве в момент его официального утверждения при условии, что они удовлетворяют требованиям настоящих Правил.

2.5.2 независимые огни: Огни, имеющие разные освещающие поверхности, разные источники света и разные корпусы.

2.5.3 сгруппированные огни: Приборы, имеющие разные освещающие поверхности и разные источники света, но один корпус.

2.5.4 комбинированные огни: Приборы, имеющие разные освещающие поверхности, но один источник света и один корпус.

2.5.5 совмещенные огни: Приборы, имеющие разные источники света (или единый источник света, действующий в разных режимах), но одну освещающую поверхность и один корпус.

2.5.6 огни дальнего света: Огни, предназначенные для освещения дороги на дальнее расстояние в направлении движения вперед.

2.5.7 огни ближнего света: Огни, предназначенные для освещения дороги впереди транспортного средства таким образом, чтобы чрезмерно не ослеплять и не причинять неудобств водителям встречных транспортных средств и другим пользователям дороги.

2.5.8 передний габаритный огонь: Огонь, предназначенный для сигнализации наличия транспортного средства, если смотреть спереди.

2.5.9 светоотражающее приспособление: Приспособление, предназначенное для сигнализации наличия транспортного средства посредством отражения света, излучаемого источником, не связанным с этим транспортным средством, причем наблюдатель находится вблизи от этого источника света; в соответствии с настоящими Правилами не считаются светоотражающими приспособлениями:

- светоотражающие номерные знаки;

- прочие таблички и светоотражающие знаки, которые следует применять в целях соответствия со спецификациями той или иной стороны Соглашения в отношении определенных категорий транспортных средств или определенных видов операций.

2.5.10 указатель поворота: Огонь, предназначенный для сигнализации другим пользователям дороги намерения водителя свернуть вправо или влево;

2.5.11 сигнал торможения: Огонь, предназначенный для сигнализации другим пользователям дороги, находящимся сзади транспортного средства, что его водитель привел в действие рабочий тормоз.

2.5.12 задний габаритный огонь: Огонь, предназначенный для сигнализации наличия транспортного средства другим пользователям дороги, если смотреть сзади.

2.5.13 огонь заднего номерного знака: Приспособление, которое служит для освещения места, предназначенного для заднего номерного знака, и которое может состоять из различных оптических элементов.

2.6 Освещающие поверхности: (см. приложение 3).

2.6.1 светоиспускающая поверхность: Вся поверхность или часть поверхности из прозрачного материала, которая заключает в себе устройство освещения и с помощью которой достигается соответствие стандартам фотометрических и колориметрических характеристик;

2.6.2 освещающая поверхность огня (2.5.7): Ортогональная проекция полной выходной поверхности отражателя на поперечную плоскость. Если стекло (стекла) огня перекрывает (перекрывают) только часть полной выходной поверхности отражателя, то учитывается только проекция этой части. Для ближнего света освещающая поверхность ограничивается со стороны среза видимой проекцией линии среза на стекле. Если расположение отражателя и стекла регулируется, то следует использовать среднее положение регулировки;

2.6.3 освещающая поверхность огня сигнализации, не являющегося светоотражающим приспособлением (2.5.8, 2.5.10-2.5.13): Ортогональная проекция на плоскость, перпендикулярную его исходной оси и соприкасающуюся с наружной прозрачной поверхностью огня, причем эта проекция ограничивается окантовкой краев экранов, расположенных в этой плоскости, каждый из которых оставляет внутри этой поверхности только 98% общей силы света в направлении исходной оси. Для определения нижнего, верхнего и боковых краев огня учитываются лишь экраны с горизонтальным и вертикальным краями;

2.6.4 освещающая поверхность светоотражающего приспособления (2.5.9): Освещающая поверхность светоотражающего приспособления в плоскости, перпендикулярной его исходной оси, и ограничиваемая плоскостями, смежными с крайними частями оптического элемента светоотражающего приспособления и параллельными этой оси. Для определения нижнего, верхнего и боковых краев приспособления учитываются лишь экраны с горизонтальным и вертикальным краями.

2.7 видимая поверхность в определенном направлении: Ортогональная проекция выходной поверхности огня на плоскость, перпендикулярную направлению наблюдения.

2.8 исходная ось: Характерная ось светового сигнала, определяемая предприятием-изготовителем огня, для того чтобы служить ориентиром (0°, 0°) для отсчета углов поля при фотометрических измерениях и при установке на транспортном средстве.

2.9 исходный центр: Пересечение исходной оси со светоиспускающей поверхностью огня, указываемое предприятием-изготовителем.

2.10 углы геометрической видимости: Углы, определяющие зону минимального телесного угла, в которой должна быть видна видимая поверхность огня. Указанная зона телесного угла определяется сегментами сферы, центр которой совпадает с исходным центром огня, а экватор параллелен дороге. Эти сегменты определяются от исходной оси. Горизонтальные углы соответствуют долготе, а вертикальные углы - широте. Внутри углов геометрической видимости не должно быть препятствий для распространения света из какой-либо части видимой поверхности огня. Препятствия, существующие во время официального утверждения огня, если оно требуется, не учитываются.

2.11 край габаритной ширины с каждой стороны транспортного средства: Плоскость, параллельная среднему продольному сечению транспортного средства и касательная к его боковому краю, причем зеркала заднего вида и указатели поворота в расчет не принимаются.

2.12 габаритная ширина: Расстояние между двумя вертикальными плоскостями, определенными выше в 2.11.

2.13 единый огонь: Любой комплект двух или нескольких огней, тождественных или нет, но имеющих одинаковое назначение и одинаковый цвет, образуемый устройствами, для которых проекция совокупности освещающей поверхности на поперечную плоскость занимает не менее 60% поверхности наименьшего прямоугольника, ограниченного проекциями указанных выше освещающих поверхностей, при условии, что этот комплект официально утвержден, если такое официальное утверждение требуется, в качестве единого огня. Это определение не применяется к огню дальнего и ближнего света.

2.14 расстояние между двумя огнями, ориентированными в одном и том же направлении: Расстояние между ортогональными проекциями контуров двух освещающих поверхностей, определенных в 2.6, на плоскость, перпендикулярную исходным осям.

2.15 контрольный сигнал функционирования: Сигнал, указывающий на то, что устройство включено и работает нормально.

2.16 контрольный сигнал включения: Сигнал, указывающий на то, что устройство включено, но не дающий указания о том, действует ли оно правильно или нет.

     3 Заявка на официальное утверждение

3.1 Заявка на официальное утверждение типа транспортного средства в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации представляется предприятием-изготовителем транспортного средства или его надлежащим образом уполномоченным представителем.

3.2 К заявке должны быть приложены перечисленные ниже документы и указания в трех экземплярах:

3.2.1 описание типа транспортного средства с учетом положений, приведенных в 2.2.1 и 2.2 2. Должен быть указан тип транспортного средства;

3.2.2 описание предусмотренных предприятием-изготовителем устройств, составляющих оборудование освещения и световой сигнализации. В описание для каждой функции может включаться несколько типов устройств; каждый тип должен соответствующим образом идентифицироваться (национальным или международным знаком официального утверждения, если оно предоставлялось, названием предприятия-изготовителя и т.д.); кроме того, в это описание может включаться для каждого назначения следующее дополнительное указание: "или эквивалентные устройства";

3.2.3 схема всего оборудования для освещения и световой сигнализации и расположения различных устройств на транспортном средстве;

3.2.4 схема(ы), на которой(ых) указана освещающая поверхность каждого огня в соответствии с 2.6.

3.3 Технической службе, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения, должно быть представлено одно порожнее транспортное средство с полным комплектом оборудования освещения и световой сигнализации, представляющее тип транспортного средства, подлежащего официальному утверждению.

3.4 До предоставления официального утверждения по типу конструкции компетентный орган должен проверить наличие удовлетворительных мер по обеспечению эффективного контроля за соответствием производства.

     4 Официальное утверждение

4.1 Если тип транспортного средства, представленного на официальное утверждение в соответствии с настоящими Правилами, удовлетворяет в отношении всех устройств, указанных в описании, предписаниям настоящих Правил, то данный тип транспортного средства считается официально утвержденным.

4.2 Каждому официально утвержденному типу присваивается номер официального утверждения. Первые две цифры этого номера (в настоящее время 00 для правил в их первоначальном виде) означают номер и серию поправок, включающих последние основные технические поправки, внесенные в Правила к моменту официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить этот номер ни другому типу транспортного средства, ни тому же типу транспортного средства, представленному с оборудованием, не указанным в описании, упомянутом в 3.2.2, с учетом положений раздела 7.

4.3 Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении, о распространении официального утверждения или об отказе в официальном утверждении типа транспортного средства на основании настоящих Правил посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1.

4.4 На каждом транспортном средстве, соответствующем типу транспортного средства, официально утвержденному на основании настоящих Правил, должен проставляться на видном и легко доступном месте, указанном в регистрационной карточке официального утверждения, знак официального утверждения, состоящий:

4.4.1 из круга, в котором проставлена буква "Е", за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение*;