ГОСТ Р 41.53-99
(Правила ЕЭК ООН N 53)
Группа Д31
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИИ L (МОТОЦИКЛОВ) В ОТНОШЕНИИ УСТАНОВКИ УСТРОЙСТВ ОСВЕЩЕНИЯ И СВЕТОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ
Uniform provisions concerning the approval of L category vehicles (motor cyles) with regard to the installation of lighting and light-signalling devices
ОКС 43.140
ОКП 45 2850
Дата введения 2000-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил ЕЭК ООН N 53, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1999 г. N 184
3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН N 53, (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.52, дата вступления в силу 01.02.83) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категории L (мотоциклов) в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации" и включает в себя:
- Поправку 1 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.52/Amend.1, дата вступления в силу 14.10.90)*;
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
- Поправку 2 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.52/Amend.2, дата вступления в силу 16.06.95).
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 53 (далее - Правила).
Настоящие Правила применяются к официальному утверждению двухколесных механических транспортных средств без коляски, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч и (или) рабочий объем цилиндров более 50 см.
В настоящих Правилах применяют следующие термины с соответствующими определениями:
2.1. официальное утверждение транспортного средства: Официальное утверждение типа транспортного средства в отношении числа устройств освещения и световой сигнализации и способа их установки.
2.2 тип транспортного средства: Транспортные средства, не имеющие между собой существенных различий в отношении следующих характеристик:
2.2.1 размеров и внешней формы транспортного средства;
2.2.2 числа и расположения устройств;
2.2.3 не рассматриваются так же, как "другие типы транспортных средств":
2.2.3.1 транспортные средства, имеющие по смыслу вышеприведенных пунктов 2.2.1 и 2.2.2 различия, которые, однако, не вызывают изменения вида, числа, размещения и геометрической видимости огней, предписанных для данного типа транспортного средства;
2.2.3.2 транспортные средства, на которых огни, официально утвержденные в соответствии с какими-либо Правилами, приложенными к Соглашению 1958 г.*, или допускаемые в стране их регистрации, установлены или отсутствуют, когда наличие этих огней не является обязательным;
_______________
* Прежнее название Соглашения: Соглашение о принятии единообразных условий официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств, совершено в Женеве 20 марта 1958 года, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
2.3 поперечная плоскость: Вертикальная плоскость, перпендикулярная к средней продольной плоскости транспортного средства.
2.4. порожнее транспортное средство: Транспортное средство без водителя, пассажира и груза, но с полным запасом топлива и необходимым комплектом инструментов.
2.5. огонь: Приспособление, предназначенное для освещения дороги или подачи светового сигнала. Фонари освещения заднего номерного знака и светоотражающие приспособления также считаются огнями:
2.5.1 эквивалентные огни: Огни, выполняющие одни и те же функции и официально утвержденные в соответствии с теми же Правилами, приложенными к Соглашению 1958 г., или в соответствии с теми же предписаниями; огни могут иметь характеристики, отличающиеся от огней, установленных на транспортном средстве в момент его официального утверждения, при условии, что они удовлетворяют требованиям настоящих Правил.
2.5.2 независимые огни: Огни, имеющие разные освещающие поверхности, разные источники света и разные корпусы.
2.5.3 сгруппированные огни: Устройства, имеющие разные освещающие поверхности и разные источники света, но один корпус.
2.5.4 комбинированные огни: Устройства, имеющие разные освещающие поверхности, но один источник света и один корпус.
2.5.5 совмещенные огни: Устройства, имеющие разные источники света (или единый источник света, действующий в разных условиях), но одну освещающую поверхность и один корпус.
2.5.6 огонь дальнего света: Огонь, предназначенный для освещения дороги на дальнее расстояние в направлении движения вперед.
2.5.7 огонь ближнего света: Огонь, предназначенный для освещения дороги впереди транспортного средства таким образом, чтобы не ослеплять и не причинять неудобств водителям встречных транспортных средств и другим участникам дорожного движения.
2.5.8 указатель поворота: Огонь, предназначенный для сигнализации другим участникам дорожного движения о намерении водителя свернуть вправо или влево.
2.5.9 сигнал торможения: Огонь, предназначенный для сигнализации другим участникам дорожного движения, находящимся сзади транспортного средства, что его водитель привел в действие рабочий тормоз.
2.5.10 фонарь освещения заднего номерного знака: Приспособление, которое служит для освещения места, предназначенного для заднего номерного знака, и которое может состоять из различных оптических элементов.
2.5.11 передний габаритный огонь: Огонь, предназначенный для сигнализации наличия транспортного средства, если смотреть спереди.
2.5.12 задний габаритный огонь: Огонь, предназначенный для сигнализации наличия транспортного средства, если смотреть сзади.
2.5.13 светоотражающее приспособление: Приспособление, предназначенное для сигнализации наличия транспортного средства посредством отражения света, излучаемого внешним источником света, причем наблюдатель находится вблизи от этого источника; в соответствии с настоящими Правилами не считаются светоотражающими приспособлениями светоотражающие номерные знаки.
2.5.14 аварийный сигнал: Одновременное включение всех указателей поворота в целях сигнализации особой опасности, которую представляет в данный момент транспортное средство для других пользователей дороги.
2.5.15 противотуманная фара: Огонь, предназначенный для улучшения освещенности дороги в туман, снегопад, ливень или пыльную бурю.
2.5.16 задний противотуманный огонь: Огонь, предназначенный для улучшения освещения транспортного средства сзади в густом тумане.
2.6 освещающая поверхность (см.приложение 3);
2.6.1 светоиспускающая поверхность: Вся поверхность или часть внешней поверхности прозрачной линзы, которая включает в себя устройство освещения или световой сигнализации и которая пропускает свет.
2.6.2 освещающая поверхность огня (2.5.6, 2.5.7 и 2.5.15): Ортогональная проекция полной выходной поверхности отражателя на поперечную плоскость. Если стекло (стекла) огня перекрывает (перекрывают) только часть общей поверхности отражателя, то учитывается только проекция этой части. Для ближнего света освещающая поверхность ограничивается со стороны среза видимой проекцией линии среза на стекле. Если расположение зеркала и стекла регулируется, то следует использовать среднее положение регулировки.
2.6.3 освещающая поверхность огня сигнализации, не являющегося светоотражающим приспособлением (2.5.8-2.5.12, 2.5.14 и 2.5.16): Ортогональная проекция на плоскость, перпендикулярную к его исходной оси и соприкасающуюся с наружной прозрачной поверхностью огня, причем эта проекция ограничивается окантовкой краев экранов, расположенных в этой плоскости, каждый из которых оставляет внутри этой поверхности только 98% общей силы света в направлении исходной оси. Для определения нижнего, верхнего и боковых краев огня используют только экраны с горизонтальным и вертикальным краями.
2.6.4 освещающая поверхность светоотражающего приспособления (2.5.13): Освещающая поверхность светоотражающего приспособления в плоскости, перпендикулярной к его исходной оси, и ограничиваемая плоскостями, смежными с крайними частями оптического элемента светоотражающего приспособления и параллельными этой оси. Для определения нижнего, верхнего и боковых пределов приспособления используются только вертикальные и горизонтальные плоскости.
2.7 видимая поверхность: В определенном направлении наблюдения - ортогональная проекция выходной поверхности огня на плоскость, перпендикулярную к направлению наблюдения.
2.8 исходная ось: Характерная ось светового сигнала, определяемая предприятием - изготовителем огня, для того чтобы служить ориентиром (°, °) для углов поля при фотометрических измерениях и при установке на транспортном средстве.
2.9 исходный центр: Пересечение исходной оси с выходной поверхностью света, излучаемого огнем, и указываемое предприятием-изготовителем.
2.10 углы геометрической видимости: Углы, определяющие зону минимального телесного угла, в которой должна быть видна видимая поверхность огня. Указанная зона телесного угла определяется сегментами сферы, центр которой совпадает с исходным центром огня, а экватор параллелен дороге. Эти сегменты определяются с учетом исходной оси. Горизонтальные углы соответствуют долготе, а вертикальные углы - широте. Внутри углов геометрической видимости не должно быть препятствий для распространения света из какой-либо части видимой поверхности огня. Не учитываются препятствия, существующие во время официального утверждения огня, если оно требуется.
2.11 край габаритной ширины с каждой стороны транспортного средства: Плоскость, параллельная среднему продольному сечению транспортного средства, касающаяся его бокового края, не считая выступа или выступов, образуемых:
2.11.1 зеркалами заднего вида;
2.11.2 указателями поворота;
2.12 габаритная ширина: Расстояние между обеими вертикальными плоскостями, определенными выше в 2.11.
2.13 единые огни: Любой комплект двух или нескольких огней, тождественных или нет, но имеющих одинаковое назначение и дающих одинаковый цвет, образуемый устройствами, огни которых освещают поверхности, которые на одной и той же поперечной плоскости занимают не менее 60% поверхности наименьшего прямоугольника указанных выше освещающих поверхностей, и при условии, что этот комплект официально утвержден в качестве единого огня, если требуется официальное утверждение. Это определение не применяется к огню дальнего света, огню ближнего света и противотуманной фаре.
2.14 расстояние между двумя огнями, освещающими в одном и том же направлении: Расстояние между ортогональными проекциями контуров обеих освещающих поверхностей, определенных в 2.6, на плоскость, перпендикулярную к исходным осям.
2.15 контрольный сигнал функционирования: Контрольный сигнал, указывающий на то, что устройство приведено в действие и действует нормально.
2.16 контрольный сигнал включения: Контрольный сигнал, указывающий на то, что устройство приведено в действие, но не дающий указания о том, действует ли оно правильно или нет.
3.1 Заявка на официальное утверждение типа транспортного средства в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации представляется предприятием-изготовителем транспортного средства или его надлежащим образом уполномоченным представителем.
3.2 К заявке должны быть приложены упомянутые ниже документы и следующие специальные документы в трех экземплярах.
3.2.1 Описание типа транспортного средства с учетом положений, приведенных в 2.2.1-2.2.3. Должен быть указан надлежащим образом определенный тип транспортного средства.
3.2.2 Описание предусмотренных предприятием-изготовителем устройств, составляющих оборудование освещения и световой сигнализации. В описание для каждой функции может включаться несколько типов устройств; каждый тип должен соответствующим образом идентифицироваться (национальным или международным знаком официального утверждения, если оно представлялось, названием предприятия-изготовителя и т.д.); кроме того, в это описание может включаться для каждого назначения следующее дополнительное указание: "или эквивалентные устройства".
3.2.3 Схема всего оборудования для освещения и световой сигнализации и расположения различных устройств на транспортном средстве.
3.2.4 Схема(ы), на которой(ых) указана освещающая поверхность для каждого огня в соответствии с 2.6.
3.3 Технической службе, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения, должно быть представлено одно порожнее транспортное средство с полным комплектом оборудования освещения и световой сигнализации, представляющее тип транспортного средства, подлежащего официальному утверждению.
3.4 До представления типового официального утверждения компетентный орган должен проверить наличие удовлетворительных мер по обеспечению эффективного контроля за соответствием производства.
4.1 Если транспортное средство, представленное на официальное утверждение в соответствии с настоящими Правилами, удовлетворяет в отношении всех устройств, указанных в описании, требованиям настоящих Правил, то данный тип транспортного средства считается официально утвержденным.
4.2 Каждому официально утвержденному типу присваивается номер официального утверждения. Первые две его цифры (в настоящее время 00 для Правил в их первоначальном варианте) означают номер серии поправок, включающих последние основные технические поправки, внесенные в Правила к моменту официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить этот номер другому типу транспортного средства, представленному с оборудованием, не указанным в описании, упомянутом в 3.2.2, с учетом положений раздела 8 настоящих Правил.