ГОСТ Р 41.68-99
(Правила ЕЭК ООН N 68)
Группа Д29
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ ИЗМЕРЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОЙ СКОРОСТИ
Uniform provisions concerning the approval of power-driven vehicles with regard to the measurement of the maximum speed
ОКС 43.060.50
ОКП 45 1000
Дата введения 2000-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил ЕЭК ООН N 68*, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН
________________
* С действующей редакцией Правил ЕЭК ООН можно ознакомиться на бесплатном интернет-ресурсе ООН. - Примечание изготовителя базы данных.
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1999 г. N 184
3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН N 68, (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.67, дата вступления в силу 01.05.87) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения автотранспортных средств в отношении измерения максимальной скорости" и включает в себя Поправку 1 (документ Е/ЕСЕ/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.67/Amend.1, дата вступления в силу 30.11.96)
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 68 (далее - Правила).
Настоящие Правила применяются для официального утверждения автотранспортных средств, включая транспортные средства категорий М и N*, оборудованные только электродвигателем, в отношении измерения максимальной скорости, указанной предприятием-изготовителем.
________________
* В соответствии с определениями, приведенными в приложении 7 к Сводной резолюции о конструкции транспортных средств (СР.3) (документ TRANS/SC.1/WP.29/78/Amend.3).
В настоящих Правилах применяют следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 официальное утверждение транспортного средства: Официальное утверждение типа транспортного средства в отношении измерения максимальной скорости, указанной предприятием-изготовителем.
2.2 максимальная скорость:
2.2.1 в случае транспортных средств, приводимых в движение тепловым двигателем, - максимальная установившаяся скорость,
2.2.2 в случае электромобилей - наибольшая средняя скорость, которую это транспортное средство в состоянии развить дважды на дистанции 1 км.
2.3 максимальная 30-минутная скорость: В случае электромобилей среднее значение максимальной скорости, которая указана предприятием-изготовителем и которую это транспортное средство в состоянии сохранять в течение 30 мин.
2.4 тип транспортного средства: Транспортное средство, приводимое в движение:
2.4.1 двигателем внутреннего сгорания и не имеющее существенных различий в отношении формы кузова, двигателя, трансмиссии, пневматических шин и собственной массы,
2.4.2 электродвигателем (электродвигателями) и не имеющее существенных различий в отношении формы кузова, системы электротяги (электродвигателя или электродвигателей) и прибора (приборов) управления, тяговой батареи (типа, мощности, эксплуатации), трансмиссии (если она предусмотрена), пневматических шин и собственной массы.
2.5 собственная масса: Масса транспортного средства в снаряженном состоянии без водителя, пассажиров или груза, полностью заправленного топливом (если оно предусмотрено), охлаждающей жидкостью, смазочными веществами и оснащенного функциональной и тяговой батареями, бортовым зарядным агрегатом, портативным зарядным агрегатом, инструментами и запасным колесом, если они прилагаются к транспортному средству предприятием-изготовителем в качестве серийного оборудования.
3.1 Заявка на официальное утверждение типа транспортного средства в отношении измерения максимальной скорости, указанной предприятием-изготовителем, представляется предприятием-изготовителем транспортного средства или его надлежащим образом уполномоченным представителем.
3.2 К заявке должны быть приложены указанные ниже документы в трех экземплярах и следующая информация:
3.2.1 подробное описание типа транспортного средства в отношении формы кузова, двигателя или системы электротяги (электродвигателя или электродвигателей) и прибора (приборов) управления, тяговой батареи (типа, мощности, эксплуатации) (если она предусмотрена), трансмиссии (если она предусмотрена), пневматических шин и собственной массы.
3.2.2 чертежи и/или фотографии кузова транспортного средства.
3.3 Технической службе, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения, должно быть представлено транспортное средство, представляющее тип транспортного средства, подлежащего официальному утверждению.
4.1 Если измерение максимальной скорости транспортного средства, представленного на официальное утверждение на основании настоящих Правил, было проведено в соответствии с требованиями разделов 5 и 6, то данный тип транспортного средства считается официально утвержденным.
4.2 Каждому официально утвержденному типу транспортного средства присваивают номер официального утверждения, первые две цифры которого (в настоящее время 00 для Правил в их первоначальном варианте) указывают серию поправок, соответствующих самым последним значительным техническим изменениям, внесенным в Правила к моменту предоставления официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить этот номер другому типу транспортного средства.
4.3 Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении, отказе в официальном утверждении, распространении официального утверждения, отмене официального утверждения или окончательном прекращении производства типа транспортного средства на основании настоящих Правил посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1 к настоящим Правилам.
4.4 На каждом транспортном средстве, соответствующем типу транспортного средства, официально утвержденному на основании настоящих Правил, должен проставляться на видном и легкодоступном месте, указанном в регистрационной карточке официального утверждения, международный знак официального утверждения, состоящий:
4.4.1 из круга, в котором проставлена буква Е, за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение*,
________________
* 1 - Германия, 2 - Франция, 3 - Италия, 4 - Нидерланды, 5 - Швеция, 6 - Бельгия, 7 - Венгрия, 8 - Чешская Республика, 9 - Испания, 10 - Югославия, 11 - Соединенное Королевство, 12 - Австрия, 13 - Люксембург, 14 - Швейцария, 15 - не присвоен, 16 - Норвегия, 17 - Финляндия, 18 - Дания, 19 - Румыния, 20 - Польша, 21 - Португалия, 22 - Российская Федерация. Последующие порядковые номера присваиваются другим странам в хронологическом порядке ратификации ими Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, или в порядке их присоединения к этому Соглашению. Присвоенные им таким образом номера сообщаются Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Договаривающимся сторонам Соглашения
4.4.2 из номера настоящих Правил, за которым следует буква R, тире и номер официального утверждения и который проставляется справа от круга по 4.4.1.
4.5 Если транспортное средство соответствует типу транспортного средства, официально утвержденному на основании других приложенных к Соглашению правил в той же самой стране, которая предоставила официальное утверждение на основании настоящих Правил, то нет необходимости повторять обозначение по 4.4.1; в этом случае номера правил, номера официального утверждения и дополнительные обозначения всех правил, в соответствии с которыми было предоставлено официальное утверждение в стране, которая предоставила официальное утверждение на основании настоящих Правил, должны быть расположены в вертикальных колонках, помещаемых справа от обозначения по 4.4.1.
4.6 Знак официального утверждения должен быть четким и нестираемым.
4.7 Знак официального утверждения следует помещать на устанавливаемую предприятием-изготовителем табличку с характеристиками транспортного средства или рядом с ней.
4.8 В приложении 2 к настоящим Правилам приводятся в качестве примера схемы знаков официального утверждения.
5.1 Максимальные скорости транспортного средства измеряют в соответствии с нижеследующими предписаниями.
5.2 Подготовка транспортного средства
5.2.1 Транспортные средства, приводимые в движение двигателем внутреннего сгорания
5.2.1.1 Компоновка транспортного средства и его расположение должны соответствовать спецификациям предприятия-изготовителя. Кроме того, транспортное средство должно быть чистым, окна и вентиляционные отверстия должны быть закрыты; для проведения испытаний должны быть включены только те вспомогательные приборы, которые необходимы для работы транспортного средства.
Регулировка устройств подачи топлива (карбюраторов и топливных насосов) и зажигания, вязкость масел для движущихся механических частей и давление в шинах (для движения с полной нагрузкой и с максимальной скоростью) должны соответствовать инструкциям предприятия-изготовителя транспортного средства. Если имеется устройство ручной регулировки подогрева воздуха, то его необходимо установить в положение "лето", если предприятием-изготовителем не предписано другого положения.
5.2.1.2 Двигатель, передаточный механизм и шины должны пройти надлежащую обкатку в соответствии с инструкциями предприятия-изготовителя.
5.2.1.3 Масса транспортного средства должна соответствовать массе транспортного средства в снаряженном состоянии, увеличенной на 180 кг или на половину массы груза, если она превышает 180 кг.
5.2.1.4 В ходе проверки должно использоваться коммерческое топливо, предусмотренное для данного типа транспортного средства.
5.2.2 Электромобили
5.2.2.1 Компоновка и расположение транспортного средства - по 5.2.1.1.
5.2.2.2 Тяговая батарея должна заряжаться при помощи бортового зарядного агрегата (если он предусмотрен) либо портативного зарядного агрегата, рекомендованного для использования предприятием-изготовителем.
Данная процедура должна осуществляться в виде обычной ночной подзарядки, за исключением всех видов специальной подзарядки, таких, как уравнительная или функциональная. Температура окружающей среды должна быть 20-30 °С.
Информация о прекращении зарядки должна быть установлена предприятием-изготовителем транспортного средства, однако время зарядки в часах в любом случае должно составлять не более
,
где - электроемкость батареи, указанная предприятием-изготовителем, Вт·ч;
- средняя мощность, снимаемая с сети в процессе подзарядки, Вт.
5.2.2.3 Все имеющиеся системы аккумулирования энергии, не предназначенные для приведения в движение транспортного средства (электрическая, гидравлическая, давления и т.д.), должны подзаряжаться в соответствии с рекомендациями предприятия-изготовителя.
5.2.2.4 В течение семидневного периода до проведения испытания транспортное средство должно пройти по крайней мере 300 км на батареях, которые будут установлены на этом транспортном средстве для измерения максимальной скорости.
5.2.2.5 Масса транспортного средства в любом случае должна соответствовать его собственной массе, увеличенной на половину массы максимального груза.
5.3 Характеристики испытательного трека
Измерение должно проводиться:
- на прямом треке в условиях, изложенных в 5.3.1, и/или
- на кольцевом треке в условиях, изложенных в 5.3.2.
5.3.1 Измерение на прямом треке
5.3.1.1 Состояние поверхности: поверхность должна иметь твердое покрытие, быть ровной и обеспечивать хорошее сцепление.
5.3.1.2 Длина
5.3.1.2.1 Длина должна определяться с учетом точности аппаратуры и метода, применяемого для измерения времени пробега , таким образом, чтобы фактическая скорость могла устанавливаться с точностью до ±1%.
Для электромобилей длина зоны измерения должна составлять по крайней мере 1000 м.
Длину, фактически используемую для измерения, указывают в протоколе испытания.