Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 41.79-99 (Правила ЕЭК ООН N 79) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении механизмов рулевого управления

     2 Определения


В настоящих Правилах применяют следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 официальное утверждение транспортного средства: Официальное утверждение типа транспортного средства в отношении механизмов рулевого управления.

2.2 тип транспортного средства: Категория транспортных средств, не имеющая каких-либо различий в том, что касается назначения типа транспортного средства, определенного предприятием-изготовителем, и/или модификаций, которые могут быть произведены на рулевом управлении.

2.3 механизмы рулевого управления: Все механизмы, предназначенные для изменения направления движения транспортного средства.

Механизмы рулевого управления могут состоять из:

- органа рулевого управления;

- рулевой передачи;

- управляемых колес;

- устройства энергопитания (в соответствующих случаях).

2.3.1 орган рулевого управления: Часть рулевого механизма, которая служит для управления им и которая может приводиться в действие с помощью или без помощи непосредственного воздействия со стороны водителя. К органам управления рулевым механизмом, в котором рулевые усилия частично или полностью обеспечиваются за счет мускульной силы водителя, относятся все элементы, расположенные выше той точки, в которой рулевое усилие преобразуется с помощью механических, гидравлических или электрических устройств.

2.3.2 рулевая передача: Все элементы рулевого управления, служащие для передачи усилия с органов управления на управляемые колеса; к ней относятся все элементы, расположенные ниже той точки, в которой рулевое усилие преобразуется с помощью механических, гидравлических или электрических устройств.

2.3.3 управляемые колеса: Колеса, положение которых по отношению к продольной оси транспортного средства может меняться непосредственно или через посредство каких-либо механизмов с целью изменения направления движения транспортного средства. (К управляемым колесам относится ось, на которой они вращаются и задают таким образом направление движения транспортного средства).

2.3.4 устройство энергопитания: Элементы рулевого механизма, обеспечивающие его энергией, регулирующие ее подачу, а также в соответствующих случаях служащие для ее выработки и аккумулирования. В него также входят любые резервуары для рабочего тела и линии возврата, за исключением двигателя транспортного средства (помимо функций, указанных в 5.1.3) или его соединений с источником энергии.

2.3.4.1 источник энергии: Часть устройства энергопитания, которая вырабатывает необходимый вид энергии, например гидравлический или воздушный насос.

2.3.4.2 резервуар для аккумулирования энергии: Часть устройства энергопитания, служащая для хранения энергии, вырабатываемой источником энергии.

2.3.4.3 питательный резервуар: Часть устройства энергопитания, служащая для хранения рабочего тела при атмосферном или близком к нему давлении.

2.4 Характеристики рулевого механизма

2.4.1 усилие на рулевом колесе: Сила, действующая на орган рулевого управления с целью изменения направления движения транспортного средства.

2.4.2 время управления: Период времени с момента приведения в действие органа рулевого управления до момента установления управляемых колес под необходимым углом поворота.

2.4.3 угол поворота: Угол между проекцией продольной оси транспортного средства и линией пересечения плоскости колеса, которая представляет собой центральную плоскость шины, перпендикулярную к оси вращения колеса, и поверхности дороги.

2.4.4 рулевое усилие: Все силы, действующие в рулевом механизме.

2.4.5 среднее передаточное число рулевого механизма: Отношение углового смещения рулевого колеса к среднему рабочему углу поворота управляемых колес от упора до упора.

2.4.6 круг поворота: Круг, в пределах которого находятся проекции всех точек транспортного средства на плоскость грунта при движении транспортного средства по кругу, за исключением внешних зеркал и передних указателей поворота.

2.4.7 номинальный радиус органа рулевого управления: В случае с рулевым колесом - кратчайшее расстояние от центра его вращения до внешней кромки обода. В случае с любым другим органом рулевого управления он означает расстояние между центром вращения такого органа и точкой приложения усилия к этому органу управления. Если количество таких точек превышает одну, то в расчет принимается точка, требующая приложения наибольшего усилия.

2.5 Типы механизмов рулевого управления

В зависимости от источника рулевого усилия различают следующие типы механизмов рулевого управления:

2.5.1 В случае автотранспортных средств:

2.5.1.1 ручное рулевое управление, при котором рулевое усилие обеспечивается исключительно за счет мускульной силы водителя;