ГОСТ Р 41.73-99
(Правила ЕЭК ООН N 73)
Группа Д25
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ
ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ГРУЗОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,
ПРИЦЕПОВ И ПОЛУПРИЦЕПОВ В ОТНОШЕНИИ ИХ БОКОВОЙ ЗАЩИТЫ
Uniform provisions concerning the approval of goods vehicles, trailers and semi-trailers
with regard to their lateral protection
ОКС 43.040.50
ОКП 45 3000
Дата введения 2000-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил N 73 ЕЭК ООН*, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН
________________
* С действующей редакцией Правил ЕЭК ООН можно ознакомиться на бесплатном интернет-ресурсе ООН. - Примечание изготовителя базы данных.
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1999 г. N 184
3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН N 73 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.72, дата вступления в силу 01.01.88) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения грузовых транспортных средств, прицепов и полуприцепов в отношении их боковой защиты"
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 73 (далее - Правила)
Настоящие Правила применяются к боковым защитным устройствам транспортных средств в целом категорий N, N, О и О*. Они не применяются:
к тягачам полуприцепов;
к прицепам, специально сконструированным и предназначенным для перевозки неделимых длинномерных грузов, как, например, лесоматериалы, сортовая сталь и т.п.;
к транспортным средствам, специально сконструированным и предназначенным для конкретных целей, когда по причинам практического характера их невозможно оборудовать такими боковыми защитными устройствами.
________________
* См. приложение 3.
Транспортные средства, охватываемые настоящими Правилами, должны быть сконструированы и/или оборудованы таким образом, чтобы обеспечивалась эффективная защита незащищенных пользователей дорог от опасности попадания сбоку под транспортное средство и под его колеса*.
________________
* Настоящие Правила не запрещают ни одной стране иметь дополнительные требования в отношении частей транспортных средств, расположенных перед передними колесами или позади задних колес.
3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 официальное утверждение транспортного средства: Официальное утверждение типа транспортного средства в целом в отношении его боковых защитных устройств.
3.1.2 тип транспортного средства: Транспортные средства, не имеющие между собой различий в отношении следующих основных характеристик: длины задней оси, габаритной ширины, размеров, конфигурации и материалов боковых сторон транспортного средства (включая кабину), а также характеристик подвески в той степени, в какой они оказывают влияние на предписания раздела 7 настоящих Правил.
3.1.3 максимальная масса: Технически допустимая масса, объявленная предприятием-изготовителем (эта масса может быть больше "допустимой максимальной массы", установленной национальными компетентными органами).
3.1.4 порожняя масса: Масса транспортного средства в снаряженном состоянии без водителя и пассажиров, без груза, но полностью заправленного топливом, охлаждающей жидкостью, смазочными материалами и с инструментом и запасным колесом, если оно прилагается предприятием-изготовителем транспортного средства в качестве комплектного оборудования.
3.1.5 незащищенные участники дорожного движения: Пешеходы, велосипедисты или мотоциклисты, которые движутся по дороге таким образом, что они могут попасть во время обгона под колеса транспортного средства сбоку.
4.1 Заявка на официальное утверждение типа транспортного средства в отношении боковой защиты представляется предприятием-изготовителем транспортного средства или его надлежащим образом уполномоченным представителем.
4.2 К каждой заявке должны быть приложены перечисленные ниже документы в трех экземплярах и следующие указания:
4.2.1 подробное описание типа транспортного средства с точки зрения его конструкции, размеров, формы или используемых материалов в соответствии с требованиями настоящих Правил;
4.2.2 чертежи транспортного средства, изображающие вид транспортного средства сбоку и сзади и детали боковых частей конструкции;
4.2.3 подробное описание специального бокового защитного устройства: его размеры, форма, используемые материалы и положение на транспортном средстве.
4.3 Одно транспортное средство, представляющее тип транспортного средства, подлежащего официальному утверждению, должно быть представлено технической службе, ответственной за проверку технических требований:
4.3.1 транспортное средство, не имеющее всех элементов, свойственных данному типу, может быть допущено к официальному утверждению, если можно доказать, что отсутствие указанных элементов не оказывает никакого влияния на результаты официального утверждения с точки зрения предписаний настоящих Правил;
4.3.2 доказательство того, что допуск вариантов, упомянутых в 4.3.1, не противоречит предписаниям настоящих Правил, возлагается на лицо, представляющее заявку на официальное утверждение.
4.3.3 До выдачи официального утверждения компетентный орган должен проверить наличие соответствующих мер по обеспечению эффективного контроля за производством.
5.1 Если транспортное средство, представленное на официальное утверждение в соответствии с настоящими Правилами, удовлетворяет предписаниям разделов 6 и 7, то данный тип транспортного средства считается официально утвержденным.
5.2 Каждому официально утвержденному типу транспортного средства присваивается номер официального утверждения, первые две цифры которого (в настоящее время 00 для Правил в их первоначальном варианте) указывают серию поправок, включающих последние важнейшие технические изменения, внесенные в Правила к моменту предоставления официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить этот номер другому типу транспортного средства.
5.3 Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении, о распространении официального утверждения или об отказе в официальном утверждении типа транспортного средства на основании настоящих Правил посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1 к настоящим Правилам.
5.4 На каждом транспортном средстве, соответствующем типу транспортного средства, официально утвержденному на основании настоящих Правил, должен проставляться на видном и легкодоступном месте, указанном в регистрационной карточке официального утверждения, международный знак официального утверждения, состоящий из:
5.4.1 круга, в котором проставлена буква "Е", за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение*;
________________
* 1 - Германия, 2 - Франция, 3 - Италия, 4 - Нидерланды, 5 - Швеция, 6 - Бельгия, 7 - Венгрия, 8 - Чешская Республика, 9 - Испания, 10 - Югославия, 11 - Соединенное Королевство, 12 - Австрия, 13 - Люксембург, 14 - Швейцария, 15 - не присвоен, 16 - Норвегия, 17 - Финляндия, 18 - Дания, 19 - Румыния, 20 - Польша, 21 - Португалия, 22 - Российская Федерация, 23 - Греция, 24 - Ирландия, 25 - Хорватия, 26 - Словения, 27 - Словакия, 28 - Беларусь, 29 - Эстония, 30 - не присвоен, 31-Босния и Герцеговина, 32 - Латвия, 33-36 - не присвоены, 37 - Турция, 38-39 - не присвоены, 40 - бывшая югославская Республика Македония, 41 - не присвоен, 42 - Европейское сообщество (Официальные утверждения предоставляются его государствами-членами с использованием их соответствующего символа ЕЭК), 43 - Япония. Последующие порядковые номера присваиваются другим странам в хронологическом порядке ратификации ими Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, или в порядке их присоединения к этому Соглашению. Присвоенные им таким образом номера сообщаются Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Договаривающимся сторонам Соглашения.
5.4.2 номера настоящих Правил, буквы R, тире и номера официального утверждения, расположенных справа от круга, предусмотренного в 5.4.1.
5.5 Если транспортное средство соответствует типу транспортного средства, официально утвержденному на основании других приложенных к Соглашению Правил в той же стране, которая предоставила официальное утверждение на основании настоящих Правил, то не следует повторять обозначение, предусмотренное в 5.4.1, в этом случае дополнительные номера, номера официального утверждения и обозначения всех правил, на основании которых предоставлено официальное утверждение в стране, предоставившей официальное утверждение на основании настоящих Правил, должны быть расположены в вертикальных колонках, помещаемых справа от обозначения, предусмотренного в 5.4.1.
5.6 Знак официального утверждения должен быть четким и нестираемым.
5.7 Знак официального утверждения проставляется на прикрепляемой предприятием-изготовителем табличке, на которой приведены характеристики транспортного средства, или рядом с ней.
5.8 В приложении 2 к настоящим Правилам приведены примеры знаков официального утверждения.
6.1 Общие положения
6.1.1 Транспортные средства категорий N, N, О и О должны быть изготовлены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить по всей их длине эффективную защиту незащищенных участников дорожного движения от падения под транспортное средство сбоку и от попадания таким образом под его колеса. Настоящее требование считается выполненным:
6.1.1.1 если транспортное средство оборудовано специальным боковым защитным устройством в соответствии с требованиями раздела 7 или
6.1.1.2 если боковая сторона транспортного средства сконструирована и/или оборудована таким образом, что по форме и характеристикам ее составные части могут представлять собой и/или рассматриваться как заменяющие боковое защитное устройство. Считается, что составные части, совместное использование которых обеспечивает выполнение требований, изложенных в разделе 7, образуют боковое защитное устройство.