ГОСТ Р 41.5-99
(Правила ЕЭК ООН N 5)
Группа Д25
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ЛАМП-ФАР ("SEALED BEAM" - SB) С ЕВРОПЕЙСКИМИ АСИММЕТРИЧНЫМИ ОГНЯМИ БЛИЖНЕГО СВЕТА И (ИЛИ) ДАЛЬНЕГО СВЕТА
Uniform provisions for the approval of motor vehicle "sealed beam" headlamps (SB) emitting a European asymmetrical passing beam (or) a driving beam of both
ОКС 43.040.20
ОКП 45 7364
Дата введения 2000-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил ЕЭК ООН N 5, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1999 г. N 184
3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН N 5 с поправками серии 02 (с 06.03.88), Пересмотр 3 (документ Е/ЕСЕ/324-E/ECE/TRANS/505/Add.4/ Rev.3, дата вступления в силу 27.10.92) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения автомобильных ламп-фар ("sealed beam" - SB) с европейскими асимметричными огнями ближнего и (или) дальнего света" и включает в себя:
- Пересмотр 3 - Исправление 1 (документ Е/ЕСЕ/324-Е/ЕСЕ/TRANS/505/Add.4/Rev.3/Corr.1, дата вступления в силу 10.03.95)*;
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
- Пересмотр 3 - Поправка 1 (документ Е/ЕСЕ/324-E/ECE/TRANS/505/Add.4/Rev.3/Amend.1, дата вступления в силу 15.01.97);
- Пересмотр 3 - Поправка 2 (документ Е/ЕСЕ/324-E/ECE/TRANS/505/Add.4/Rev.3/Amend.2, дата вступления в силу 27.04.98)
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ИЗДАНИЕ (февраль 2002 г.) с Поправкой (ИУС 12-2000)
Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 5 (далее - Правила).
________________
Ни одно положение настоящих Правил не препятствует какой-либо Стороне Соглашения*, применяющей настоящие Правила, запрещать установку фары с рассеивателем из пластических материалов, официально утвержденной в соответствии с настоящими Правилами в сочетании с механическим приспособлением для очистки фар (со стеклоочистителями).
* Прежнее название Соглашения: Соглашение о принятии единообразных условий официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств, совершено в Женеве 20 марта 1958 года.
Настоящие Правила применяются к фарам механического транспортного средства, на которых могут быть установлены рассеиватели из стекла или пластических материалов.
Для целей настоящих Правил:
2.1 лампа-фара "sealed beam" (далее - фара SB): Устройство, элементы которого, состоящие из системы рефлектора, системы линз и одной или нескольких нитей накала, являются нераздельными частями прибора, который был герметически запаян во время изготовления и который нельзя разобрать, не выведя его полностью из строя;
2.2 рассеиватель: Наиболее удаленный компонент фары (устройства), который пропускает свет через освещающую поверхность;
2.3 покрытие: Любое вещество или вещества, нанесенные одним или более слоями на наружную поверхность рассеивателя;
2.4 Лампы-фары SB считаются фарами различного типа, если они отличаются друг от друга по одному или нескольким из следующих основных признаков или характеристик:
2.4.1 фабричная или торговая марка;
2.4.2 характеристики оптической системы;
2.4.3 дополнительные элементы, способные изменить оптические результаты путем отражения, преломления, поглощения и (или) деформации во время функционирования;
2.4.4 номинальное напряжение (может быть присвоен тот же номер официального утверждения, если единственным различием является значение номинального напряжения);
2.4.5 номинальная мощность;
2.4.6 форма нити (нитей) накала;
2.4.7 род получаемого огня (ближний свет, дальний свет или оба огня одновременно);
2.4.8 использование для правостороннего или левостороннего движения или возможность использования для движения в обоих направлениях;
2.4.9 цвет излучаемого света;
2.4.10 материалы, из которых состоят рассеиватели и покрытия, если таковые имеются.
3.1 Заявка на официальное утверждение представляется владельцем фабричной или торговой марки или его надлежащим образом уполномоченным представителем.
В ней должно быть указано:
3.1.1 предназначена ли фара SB для получения как ближнего, так и дальнего света или только одного из этих огней;
3.1.2 когда речь идет о лампе-фаре, предназначенной для ближнего света, то изготовлена ли она с учетом движения в обоих направлениях или только для правостороннего или левостороннего движения;
3.1.3 в соответствующих случаях, предназначены ли фары для сельскохозяйственных или лесных тракторов и других тихоходных транспортных средств (см. приложение 1).
3.2 К каждой заявке должны быть приложены:
3.2.1 чертежи в трех экземплярах, достаточно подробные для того, чтобы опознать тип, с изображением фары спереди (в случае необходимости - с детальным рисунком бороздок рассеивателя) и в поперечном разрезе; следует также изобразить на чертеже в масштабе 2:1 экран (экраны) и нить (нити) (спереди и сбоку); на чертежах должно быть указано место, предназначенное для номера официального утверждения и дополнительных обозначений, по отношению к кругу знака официального утверждения;
3.2.2 краткое техническое описание;
3.2.3 следующее число образцов:
3.2.3.1 в том случае, если фара SB предназначена для излучения белого света, - пять образцов;
3.2.3.2 если фара предназначена для излучения цветного света, - один образец с цветным светом и пять образцов с белым светом, отличающихся от представленного типа только тем, что рассеиватель или светофильтр фары не окрашен;
3.2.3.3 в том случае, когда фары типа SB отличаются от типа фары, предназначенной для излучения белого света и уже прошедшей испытания, указанные в разделах 6, 7 и 8, только тем, что она предназначена для излучения цветного света, достаточно представить один образец типа фары, излучающей цветной свет, с тем чтобы он прошел только те испытания, которые предусмотрены в разделе 9.
3.2.4 Для испытания пластических материалов, из которых изготовлены рассеиватели:
3.2.4.1 13 рассеивателей;
3.2.4.1.1 шесть из этих рассеивателей могут быть заменены шестью образцами материала размером не менее 60х80 мм, имеющими плоскую или выпуклую наружную поверхность и в основном плоский (радиус кривизны не менее 300 мм) участок в центральной части размером не менее 15х15 мм;
3.2.4.1.2 каждый такой рассеиватель или образец материала должен быть изготовлен таким методом, который используется в массовом производстве;
3.2.4.2 отражатель, к которому могут крепиться рассеиватели в соответствии с инструкциями производителя.
3.3 Материалы, из которых изготовлены рассеиватели и покрытия, если таковые имеются, вместе с протоколом испытания характеристик этих материалов и покрытий, если они уже были подвергнуты испытаниям.
3.4 Компетентный орган проверяет, чтобы до предоставления официального утверждения типа были приняты соответствующие меры для обеспечения эффективного контроля соответствия производства.
________________
Если фары SB сконструированы в целях удовлетворения требованиям только правостороннего либо только левостороннего движения, рекомендуется, кроме того, указать нестираемым знаком на переднем рассеивателе пределы зоны, которая может быть непосредственно не показана, чтобы не мешать участникам дорожного движения страны, где направление движения иное, чем в стране, для которой сконструирована фара SB. Однако если в силу конструкции такая зона может определяться непосредственно, то в таком обозначении пределов нет необходимости.
4.1 На фарах SB, представляемых для официального утверждения, должна находиться фабричная или торговая марка предприятия, сделавшего заявку об официальном утверждении.
4.2 На переднем рассеивателе должно быть предусмотрено место достаточной величины для знака официального утверждения и дополнительных обозначений, предусмотренных в разделе 5; это место должно быть указано на чертежах, упомянутых выше в 3.2.1.
4.3 На переднем рассеивателе фар или на корпусе должны быть обозначены значения номинального напряжения и номинальной мощности нитей накала огней дальнего света и затем, в соответствующих случаях, значения, указывающие номинальную мощность нитей накала огней ближнего света.
4.4 На фарах SB, сконструированных таким образом, чтобы удовлетворять одновременно требованиям как стран с правосторонним движением, так и стран с левосторонним движением, обе позиции крепления оптического элемента на транспортном средстве должны быть обозначены буквами "R/D" для позиции, соответствующей правостороннему движению, и буквами "L/G" для позиции, соответствующей левостороннему движению.
4.5 Фабричные или торговые марки и обозначения, упомянутые в разделе 4, должны быть четкими и нестираемыми.
5.1 Общие положения
5.1.1 Официальное утверждение предоставляется в том случае, если все образцы типа фары, представленные в соответствии с приведенным выше разделом 3, удовлетворяют предписаниям настоящих Правил.
5.1.2 В том случае, если сгруппированные, комбинированные или совмещенные огни удовлетворяют предписаниям более чем одних Правил, может проставляться единый международный знак официального утверждения, при условии что каждый из этих сгруппированных, комбинированных или совмещенных огней отвечает применимым к ним положениям.
5.1.3 Каждому официально утвержденному типу фары присваивается номер официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить один и тот же номер другому типу фары, на который распространяются настоящие Правила, за исключением случаев распространения официального утверждения на устройство, отличающееся только по цвету испускаемого света.
5.1.4 Стороны Соглашения 1958 года, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении, распространении официального утверждения или отказе в официальном утверждении, или об окончательном прекращении производства типа фары на основании настоящих Правил посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 2 к настоящим Правилам.
5.1.5 На каждой фаре, соответствующей типу, официально утвержденному на основании настоящих правил, в местах, указанных в 4.2, помимо маркировки, предписанной в 4.1, проставляется знак официального утверждения, описание которого содержится в 5.2 и 5.3.
5.2 Состав знака официального утверждения
Знак официального утверждения состоит из:
5.2.1 международного знака официального утверждения, состоящего из:
5.2.1.1 круга, в котором проставлена буква "Е", за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение.
____________
1 - Германия, 2 - Франция, 3 - Италия, 4 - Нидерланды, 5 - Швеция, 6 - Бельгия, 7 - Венгрия, 8 - Чешская Республика, 9 - Испания, 10 - Югославия, 11 - Соединенное Королевство, 12 - Австрия, 13 - Люксембург, 14 - Швейцария, 15 - не присвоен, 16 - Норвегия, 17 - Финляндия, 18 - Дания, 19 - Румыния, 20 - Польша, 21 - Португалия, 22 - Российская Федерация, 23 - Греция, 24 - не присвоен, 25 - Хорватия, 26 - Словения, 27 - Словакия, 28 - Беларусь, 29 - Эстония, 30 - не присвоен, 31 - Босния и Герцеговина, 32-36 - не присвоены, 37 - Турция, 38-39 - не присвоены и 40 - бывшая югославская Республика Македония. Последующие порядковые номера присваиваются другим странам в хронологическом порядке ратификации ими Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, или в порядке их присоединения к этому Соглашению. Присвоенные им таким образом номера сообщаются Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Договаривающимся сторонам Соглашения.
5.2.1.2 номера официального утверждения, предписанного в 5.1.3;
5.2.2 следующего дополнительного обозначения (или обозначений):
5.2.2.1 на фарах SB, отвечающих только требованиям левостороннего движения, горизонтальная стрелка, направленная острием вправо по отношению к наблюдателю, смотрящему на фару SB спереди, т.е. в ту сторону дороги, по которой происходит движение транспортного средства;