Недействующий
Профессиональное решение
для инженеров-конструкторов и проектировщиков

     
     ГОСТ Р 41.18-99
(Правила ЕЭК ООН N 18)

Группа Д25

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО
 УТВЕРЖДЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ
 ИХ ЗАЩИТЫ ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Uniform provisions concerning the approval of motor vehicles
 with regard to their protection against unauthorized use

ОКС 43.020

ОКП 45 7364

Дата введения 2000-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил ЕЭК ООН N 18*, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН

________________

* С действующей редакцией Правил ЕЭК ООН можно ознакомиться на бесплатном интернет-ресурсе ООН. - Примечание изготовителя базы данных.  

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1999 г. N 184

3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН N 18 с поправками серии 02 (от 03.09.97), Пересмотр 2 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.17/Rev.2, дата вступления в силу 03.09.97) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения автотранспортных средств в отношении их защиты от несанкционированного использования"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 18 (далее - Правила).

     1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется:

1.1 на транспортные средства категорий и в отношении защиты от несанкционированного использования* (часть I);

________________

* По просьбе подателя заявки на официальное утверждение на основании части I могут предоставляться официальные утверждения транспортных средств других категорий.

1.2 на автотранспортные средства, имеющие не менее трех колес, за исключением категорий и * в отношении их защиты от несанкционированного использования (часть II).

________________

* Определение содержится в Сводной резолюции о конструкции транспортных средств (СР 3, приложение 7, документ TRANS/WP.29/78/Rev.1).

     Часть I. ОФИЦИАЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, КАТЕГОРИЙ И В ОТНОШЕНИИ ИХ УСТРОЙСТВ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

     2 Определения

В части I применяют следующие термины:

2.1 тип транспортного средства: Категория автотранспортных средств, не имеющих между собой различий в отношении следующих основных аспектов:

2.1.1 обозначения типа предприятием-изготовителем;

2.1.2 устройств и конструкции части или частей транспортного средства, на которые действует устройство для предотвращения несанкционированного использования;

2.1.3 типа устройства для предотвращения несанкционированного использования.

2.2 устройство для предотвращения несанкционированного использования: Система, предназначенная для предотвращения несанкционированного включения двигателя обычными средствами или использования другого источника энергии основного двигателя транспортного средства в комбинации по крайней мере с одной системой, которая:

- блокирует рулевое управление;

- блокирует передаточный механизм или

- блокирует механизм переключения передач.

2.3 рулевое управление: Рулевой привод, рулевая колонка и детали ее облицовки, рулевой вал, рулевая передача и все другие компоненты, непосредственно влияющие на эффективность устройства для предотвращения несанкционированного использования.

2.4 комбинация: Один из специально разработанных и изготовленных вариантов блокирующей системы, которая при надлежащем ее включении обеспечивает срабатывание блокирующей системы.

2.5 ключ: Любое устройство, сконструированное и изготовленное для обеспечения определенного способа действия блокирующей системы, которая сконструирована и изготовлена таким образом, чтобы приводиться в действие только этим устройством.

2.6 плавающий код: Электронный код, состоящий из нескольких элементов, сочетание которых изменяется произвольно после каждого срабатывания передатчика.

     3 Заявка на официальное утверждение

3.1 Заявка на официальное утверждение типа транспортного средства в отношении устройств для предотвращения несанкционированного использования представляется заводом - изготовителем транспортного средства или его надлежащим образом уполномоченным представителем.

3.2 К каждой заявке должны быть приложены перечисленные ниже документы в трех экземплярах и следующие сведения:

3.2.1 подробное описание типа транспортного средства или его частей, связанных с установленными устройствами для предотвращения несанкционированного использования;

3.2.2 перечень компонентов, необходимых для идентификации устройств для предотвращения несанкционированного использования, которые могут устанавливаться на транспортные средства.

3.3 Транспортное средство, представляющее тип, подлежащий официальному утверждению, представляется технической службе.

3.4 Технической службе может быть представлено транспортное средство, не имеющее всех компонентов, присущих данному типу, при условии, что податель заявки может доказать компетентному органу, что отсутствие этих компонентов не окажет никакого влияния на результаты проверок применительно к предписаниям настоящих Правил.

     4 Официальное утверждение

4.1 Если транспортное средство, представленное на официальное утверждение на основании настоящих Правил, отвечает предписаниям разделов 5-7, то транспортное средство данного типа считают официально утвержденным.

4.2 Каждому официально утвержденному типу присваивают номер официального утверждения, первые две цифры которого (в настоящее время 02, что соответствует поправкам серии 02, вступившим в силу 3 сентября 1997 г.), указывают на серию поправок, включающую самые последние важнейшие технические изменения, внесенные в настоящие Правила к времени предоставления официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить этот номер транспортному средству другого типа.

4.3 Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении, распространении официального утверждения или отказе в официальном утверждении типа транспортного средства на основании настоящих Правил посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1.

4.4 На каждом транспортном средстве, соответствующем типу транспортного средства, официально утвержденному на основании настоящих Правил, проставляется на видном и в легкодоступном месте, указанном в регистрационной карточке официального утверждения, международный знак официального утверждения, состоящий из:

4.4.1 круга с буквой Е, за которой следует номер страны, предоставившей официальное утверждение*;

________________

* 1 - Германия, 2 - Франция, 3 - Италия, 4 - Нидерланды, 5 - Швеция, 6 - Бельгия, 7 - Венгрия, 8 - Чешская Республика, 9 - Испания, 10 - Югославия, 11 - Соединенное Королевство, 12 - Австрия, 13 - Люксембург, 14 - Швейцария, 15 - не присвоен, 16 - Норвегия, 17 - Финляндия, 18 - Дания, 19 - Румыния, 20 - Польша, 21 - Португалия, 22 - Российская Федерация, 23 - Греция, 24 - не присвоен, 25 - Хорватия, 26 - Словения, 27 - Словакия, 28 - Беларусь, 29 - Эстония, 30 - не присвоен, 31 - Босния и Герцеговина, 32-36 - не присвоены, 37 - Турция, 38-39 - не присвоены и 40 - бывшая югославская Республика Македония. Последующие порядковые номера присваиваются другим странам в хронологическом порядке ратификации ими Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, или в порядке их присоединения к этому Соглашению. Присвоенные им таким образом номера сообщаются Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Договаривающимся сторонам Соглашения.

4.4.2 номера настоящих Правил, за которым следуют буква , тире и номер официального утверждения, проставленные справа от круга.

4.5 Если транспортное средство соответствует типу, официально утвержденному на основании других прилагаемых к Соглашению правил в той стране, которая предоставила официальное утверждение на основании настоящих Правил, то обозначение, предусмотренное в 4.4.1, повторять не следует; в этом случае номера настоящих Правил и официального утверждения, а также дополнительные обозначения всех Правил, на основании которых предоставлено официальное утверждение в стране, предоставившей официальное утверждение на основании настоящих Правил, должны быть расположены в вертикальных колонках, помещаемых справа от обозначения, предусмотренного в 4.4.1.

4.6 Знак официального утверждения должен быть четким и нестираемым.

4.7 Знак официального утверждения помещают рядом с прикрепляемой предприятием-изготовителем табличкой, на которой приводят характеристики транспортного средства, или на ней.

4.8 В приложении 3 приводятся примеры схем знаков официального утверждения.

     5 Общие технические требования

5.1 Устройство для предотвращения несанкционированного использования должно быть сконструировано таким образом, чтобы его необходимо было отключить для:

5.1.1 запуска двигателя при помощи обычного привода и

5.1.2 управления транспортным средством, вождения или перемещения его вперед при помощи собственной тяги.

5.2 Выполнение требований, предусмотренных в 5.1, должно обеспечиваться посредством одного поворота ключа.

5.3 Если система действует при вставленном в замок ключе, то, за исключением случая, предусмотренного в 6.1.5, извлечение ключа должно обеспечивать срабатывание устройства, упомянутого в 5.1, или приведение его в состояние готовности к срабатыванию.

5.4 Устройство для предотвращения несанкционированного использования, упомянутое в 5.1, и компоненты транспортного средства, на которые оно воздействует, должны быть сконструированы таким образом, чтобы его нельзя было быстро и незаметно открыть, отключить или вывести из строя, например при помощи общедоступных инструментов и оборудования.

5.5 Устройство для предотвращения несанкционированного использования должно быть установлено на транспортном средстве в качестве элемента первоначального оборудования (т.е. оборудования, устанавливаемого предприятием - изготовителем транспортного средства до первой розничной продажи). Оно должно быть установлено таким образом, чтобы в заблокированном положении даже после снятия его корпуса устройство можно было демонтировать только с помощью специальных инструментов. Если устройство можно отключить путем удаления винтов, то эти винты должны перекрываться элементами заблокированного противоугонного устройства.

5.6 Механические блокирующие системы должны обеспечивать по крайней мере 1000 различных комбинаций ключа или число комбинаций, равное общему количеству производимых ежегодно транспортных средств, если оно меньше 1000. На транспортных средствах одного и того же типа частота использования определенной комбинации должна составлять приблизительно 1:1000.

5.7 Электрические/электронные блокирующие системы, например с дистанционным управлением, должны иметь по крайней мере 50000 вариантов и плавающий код и/или минимальное время сканирования, составляющее 24 ч на 5000 вариантов.

5.8 Кодированные обозначения ключа и замка не должны быть видны.

5.9 Замок должен быть сконструирован, изготовлен и установлен таким образом, чтобы в замкнутом положении поворот замыкающего цилиндра с приложением крутящего момента менее 2,45 Н·м был возможен лишь с помощью парного ключа. Кроме того, для замыкающих цилиндров:

5.9.1 с цилиндрическими штифтами допускается смежное расположение не более двух идентичных штифтов, перемещающихся в одном и том же направлении, а доля идентичных штифтов в замке не должна превышать 60%;

5.9.2 с плоскими штифтами допускается смежное расположение не более двух идентичных штифтов, перемещающихся в одном и том же направлении, а доля идентичных штифтов в замке не должна превышать 50%.

5.10 Приспособления для предотвращения несанкционированного использования должны быть такими, чтобы при работающем двигателе исключалась любая вероятность внезапного эксплуатационного отказа, особенно в случае блокировки, которая может поставить под угрозу безопасность дорожного движения.

5.10.1 Должна быть исключена возможность приведения в действие устройств для предотвращения несанкционированного использования без предварительной установки органов управления двигателем в выключенное положение и последующего действия, не являющегося непрерывным продолжением остановки двигателя.

5.10.2 В случае устройств для предотвращения несанкционированного использования, которые срабатывают при извлечении ключа, должно предусматриваться либо частичное выдвижение ключа минимум на 2 мм до срабатывания этого устройства, либо наличие предохранительного устройства для предотвращения случайного извлечения или частичного выдвижения ключа.

5.11 Использование сервопривода допускается лишь для включения и/или выключения устройства для предотвращения несанкционированного использования. Работа этого устройства должна обеспечиваться при помощи любого подходящего средства, не требующего электропитания.

5.12 Запуск двигателя транспортного средства обычным способом должен быть возможен только после отключения устройства для предотвращения несанкционированного использования.

5.13 Устройство для предотвращения несанкционированного использования, препятствующее растормаживанию транспортного средства, не допускается.

5.14 Если устройство для предотвращения несанкционированного использования оборудовано приспособлением для предупреждения водителя, то оно должно приводиться в действие в момент открывания двери со стороны водителя, за исключением случая, когда устройство уже было приведено в действие, а ключ - вынут.

     6 Особые технические требования

Помимо общих технических требований, предусмотренных в разделе 5, устройство для предотвращения несанкционированного использования должно отвечать особым условиям, предписанным ниже.

6.1 Устройства для предотвращения несанкционированного использования, действующие на рулевое управление