Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 9294-93

Группа Т55

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

Информационная технология

     
РУКОВОДСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ДОКУМЕНТИРОВАНИЕМ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

     
Information technology. Guidelines for the management of software documentation

ОКСТУ 4002
ОКС 35.080

Дата введения 1994-07-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 22 "Информационная технология"

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 20 декабря 1993 г. N 260

Стандарт подготовлен на основе применения аутентичного текста технических рекомендаций ИСО/МЭК ТО 9294-90* "Информационная технология. Руководство по управлению документированием программного обеспечения"

________________
     * Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.



3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2003 г.

Переиздание (по состоянию на июль 2008 г.)

     1 Область применения

          

Данный стандарт представляет собой руководство по документированию программного обеспечения для тех руководителей, которые отвечают за производство программного обеспечения или программной продукции. Руководство предназначено для помощи руководителям в обеспечении эффективного проведения документирования в их организациях.

Данный стандарт направлен на определение стратегий, стандартов, процедур, ресурсов и планов, которыми должны заниматься сами руководители для того, чтобы эффективно управлять документированием программного обеспечения.

Руководство предназначено для применения ко всем типам программного обеспечения - от простейших программ до наиболее сложного программного набора или системы программного обеспечения. Охвачены все типы программной документации, относящиеся ко всем стадиям жизненного цикла программного обеспечения.

Принципы управления документированием программного обеспечения одинаковы для любого объема проекта. Для небольших проектов значительную часть положений, приведенных в данном стандарте, можно не применять, но принципы остаются теми же. Руководители могут адаптировать данные рекомендации для своих конкретных потребностей.

Следует подчеркнуть, что руководство дано с точки зрения управления документированием. Подробные советы относительно состава и компоновки программных документов не приведены.

     2 Нормативные ссылки

          

ГОСТ Р ИСО 9127-94 Системы обработки информации. Документация пользователя и информация на упаковке для потребительских программных пакетов

ИСО 2382-84 Обработка данных. Словарь. Часть 1: Основные термины

ИСО 6592-85 Обработка информации. Руководство по документированию прикладных систем на основе ЭВМ

Примечание - До прямого применения данных международных стандартов в качестве государственных стандартов Российской Федерации они могут быть получены по запросам из ВНИИКИ Госстандарта России.

     3 Определения

          

В настоящем стандарте применяют следующие термины.

3.1 документ: Уникально обозначенный блок информации для использования человеком, такой как отчет, спецификация, руководство или книга.

3.2 документация: Набор из одного или более связанных документов.

3.3 программная продукция: Результат процесса разработки программного обеспечения, т.е. программное обеспечение, выпускаемое для использования.

     4 Роль руководителей

          

Руководители принимают на себя организацию работ по документированию и осуществляют поддержку этих работ в стратегиях, стандартах, процедурах, распределении ресурсов и планах, которыми они определяются.

Эффективность выполнения руководящей роли можно рассматривать как основанную на трех элементах:

1) руководящая обязанность по документированию.

Данная обязанность требует признания того, что программная документация важна и что ее следует планировать, описывать, проверять, утверждать, выпускать, распространять и сопровождать;

2) руководящая поддержка обязанностей персонала по документированию.

Для этого требуется руководство и стимулирование персонала при проведении требуемого документирования и обеспечение его ресурсами для содействия в данной работе;  

3) признаки руководящих обязанностей и поддержки.

Для этого требуется обеспечить:

а) опубликованные официальные отчеты о стратегии документирования;

б) стандарты и руководства, определяющие все аспекты документирования программного обеспечения;

в) опубликованные процедуры документирования;

г) выделение соответствующих ресурсов для документирования;

д) планирование документирования, осуществляемое как неотъемлемая часть процесса разработки программного обеспечения;

е) постоянную проверку, осуществляемую для обеспечения соответствия со стратегией, стандартами, процедурами и планами по документированию.

     5 Функции программной документации

          

Для эффективного управления документированием программного обеспечения важно осознавать различные функции, выполняемые документацией.

Программную документацию можно рассматривать как имеющую шесть основных функций:

1) информация для управления (см. 5.1);

2) связь между задачами (см. 5.2);

3) обеспечение качества (см. 5.3);

4) инструкции и справки (см. 5.4);

5) сопровождение программного обеспечения (см. 5.5);

6) исторические справки (см. 5.6).

     5.1 Информация для управления


Во время разработки программного обеспечения администрации необходимо оценивать ход работы, возникающие проблемы и вероятности развития процесса. Периодические отчеты, согласно которым проверяют ход работ по графику и представляют планы на следующий период, обеспечивают контрольные механизмы и обзор проекта.

     5.2 Связь между задачами


Большинство проектов разработки программного обеспечения разделяется на задачи, зачастую выполняемые различными группами.

В типовом варианте:

специалисты в предметной области начинают проект;

аналитики формируют требования к системе;

проектировщики разрабатывают системный и программный проекты;

специалисты по изданиям создают пользовательскую документацию в соответствии со стратегией и стандартами по документированию;

специалисты по обеспечению качества и ревизоры оценивают общую полноту и качество функционирования программного обеспечения;

сопровождающие программисты улучшают эксплуатируемое программное обеспечение и разрабатывают его изменения или расширения.

Этим людям необходимы средства общения друг с другом, обеспечивающие информацию, которую можно, при необходимости, воспроизводить, распространять и на которую можно ссылаться.

Большинство методологий разработки программного обеспечения устанавливают официальные документы для связи между задачами. Например, аналитики представляют официальные спецификации требований для проектировщиков, а проектировщики выдают официальные проектные спецификации для программистов.

     5.3 Обеспечение качества


Требуется документация разработки и документация продукции для выполнения задач, связанных с обязанностями по обеспечению качества программного обеспечения.

     5.4 Инструкции и справки


Документация, требующаяся операторам, пользователям, руководителям и другим заинтересованным лицам для того, чтобы понимать и использовать программную продукцию.

     5.5 Сопровождение программного обеспечения


Сопровождающим программистам требуется детальное описание программного обеспечения, такое, чтобы они могли локализовать и корректировать ошибки и модернизировать или изменять программное обеспечение соответствующим образом.

     5.6 Исторические справки


Документация, требуемая в качестве исторической справки по проекту. Данная документация может помочь в переносе и переводе программного обеспечения в новое окружение.

     6 Установление стратегии документирования

          

Стратегии документирования, подготовленные и отслеживаемые главной администрацией, обеспечивают руководства для ответственных лиц, принимающих решения на всех нижних уровнях. Стратегия обеспечивает главное направление, но не дает рекомендаций, что делать или как это делать.

Из-за существенной роли, которую играет документация на всех стадиях жизненного цикла программного обеспечения, должна быть подготовлена официально утвержденная стратегия. Каждый затронутый стратегией должен быть информирован о ней и должен ее понимать. Официальная, описанная, разрекламированная стратегия устанавливает дисциплину, требуемую для эффективного документирования программного обеспечения.

Стратегия должна поддерживать основные элементы эффективного документирования:

1) требования документации охватывают весь жизненный цикл программного обеспечения.

Документация требуется на ранних стадиях проекта и должна быть доступна и сопровождаться на всем протяжении процесса разработки программного обеспечения. После завершения процесса разработки документация необходима для использования, сопровождения, модернизации, преобразования или передачи программного обеспечения;

2) документирование должно быть управляемым.

Управление и контроль требуются для получения и сопровождения документации. Руководители и специалисты по изданиям должны подготовить подробные планы, охватывающие документирование продукции, графиков, обязанностей, ресурсов, обеспечения качества и процедур проверок;

3) документация должна соответствовать ее читательской аудитории.

Читателями могут быть руководители, аналитики, специалисты по экспертным системам, сопровождающие программисты, канцелярский персонал и т.д. В зависимости от выполняемых задач им требуются различные степени детализации и различное представление материала. Специалисты по изданиям должны быть готовы соответствующим образом спроектировать различные типы документации, предназначенные для различных читателей;

4) работы по документированию должны быть объединены в общий процесс разработки программного обеспечения.

Процесс разработки должен быть определен;

5) должны быть определены и использованы стандарты по документированию.

По возможности, должны быть приняты существующие стандарты. Когда подходящие стандарты отсутствуют, должны быть разработаны требуемые стандарты и руководства;

6) должны быть определены средства поддержки.