ВНТП-3-90
ВЕДОМСТВЕННЫЕ НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
РАЗВЕТВЛЕННЫХ НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДОВ
Дата введения 1990-01-01
РАЗРАБОТАНЫ институтом ГипроНИИнефтетранс Госкомнефтепродукта РСФСР, Отраслевой лабораторией нефтегазовой гидродинамики МИНГ им.Губкина под руководством В.А.Гончарова
ОТВЕТСТВЕННЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ:
М.Н.Фалалеева, Е.И.Гололобова, В.П.Бутенко, Н.А.Царегородцев, Б.А.Забулонов, В.С.Митюшов, А.В.Щербин, В.М.Пластун, д.т.н., профессор М.В.Лурье
ВНЕСЕНЫ Государственным институтом по проектированию объектов транспорта и хранения нефтепродуктов ГипроНИИнефтетранс
СОГЛАСОВАНО: Главным управлением нефтепродуктопроводов ГКНП РСФСР, Минмелиоводхозом СССР, Госгортехнадзором СССР, Главным управлением пожарной охраны МВД СССР, Гипротрубопроводом Миннефтепрома СССР.
ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ: Главным управлением нефтепродуктопроводов Госкомнефтепродукта РСФСР.
УТВЕРЖДЕНЫ приказом Госкомнефтепродукта РСФСР от 2 ноября 1989 г. N 172
ВЗАМЕН ВСН-17-77
С введением в действие норм технологического проектирования разветвленных нефтепродуктопроводов ВНТП-3-90 утрачивают силу нормы технологического проектирования и технико-экономические показатели магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов ВСН-17-77 в части проектирования нефтепродуктопроводов.
Нормы технологического проектирования разветвленных нефтепродуктопроводов ВНТП-3-90 разработаны с учетом современных достижений науки и техники, отечественного и зарубежного опыта в области технологии последовательной перекачки светлых нефтепродуктов по разветвленным нефтепродуктопроводам.
В нормах применены прогрессивные показатели и требования, направленные на:
- обеспечение высокого уровня надежности трубопроводной системы;
- сокращение металловложений, расхода электроэнергии, теплоэнергии, воды, потерь нефтепродуктов;
- защиту сооружений от подземной коррозии;
- создание комплексной автоматизации и телемеханизации;
- обеспечение противопожарной безопасности, охраны окружающей среды, охраны труда и техники безопасности.
Нормы содержат требования, обязательные при проектировании новых, реконструкции и техническом перевооружении действующих разветвленных нефтепродуктопроводов, и должны соблюдаться всеми организациями и предприятиями, участвующими в проектировании, строительстве и эксплуатации нефтепродуктопроводов.
Разрабатывать проекты разветвленных нефтепродуктопроводов могут проектные институты, имеющие специальное разрешение.
Нормы распространяются на проектирование перекачивающих станций, наливных пунктов и линейной части нефтепродуктопроводов, предназначенных для транспортирования нефтепродуктов, имеющих давление насыщенных паров не выше 93,1 кПа (700 мм рт.ст.) (бензины, дизельное топливо, керосины, печное топливо, топливо для реактивных двигателей) и имеют целью разработку проектных решений, обеспечивающих экономичность строительства и эксплуатации, малоотходную технологию последовательных перекачек, повышенную надежность и безопасность, а также охрану окружающей среды.
Нормы не распространяются на проектирование трубопроводов специальной конструкции (полевые), прокладываемых в морских акваториях, в районах с сейсмичностью свыше 8 баллов для подземных и свыше 6 баллов для наземных трубопроводов и прокладываемых в зонах вечномерзлых грунтов, а также для транспорта нефтепродуктов с подогревом.
1.1. К разветвленным нефтепродуктопроводам (РНПП), именуемым в дальнейшем "нефтепродуктопроводы", относятся трубопроводные транспортные системы, состоящие из перекачивающих станций, наливных пунктов и линейных сооружений, включающих магистраль, распределительные трубопроводы и отводы, предназначенные для обеспечения перекачки и отгрузки нефтепродуктов по потребителям.
Примечание. Терминология сооружений, входящих в состав разветвленного нефтепродуктопровода, приведена в приложении 7.
1.2. Проектирование нефтепродуктопроводов должно выполняться в полном соответствии с действующими государственными стандартами, строительными нормами, отраслевыми руководящими документами, правилами эксплуатации, охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности и требованиями по охране окружающей среды.
1.3. Проектирование нефтепродуктопроводов должно выполняться с максимальным внедрением достижений науки, новой техники и технологии, механизации, автоматизации и телемеханизации объектов с обеспечением вывода информации в АСУ ТП, передового отечественного и зарубежного опыта, изобретательства и рационализации, обеспечивающих повышение эффективности капитальных вложений, надежность и долговечность объектов, экономию материальных ресурсов, рациональное использование земель и охрану окружающей среды, экономичность и безопасность эксплуатации.
1.4. Нормы учитывают применение известных в настоящее время проектных решений, прогрессивных типовых проектов отдельных объектов и технологических узлов, а также освоенных типов оборудования и материалов. В проектах необходимо предусматривать наибольшую технически возможную блокировку зданий, сооружений и максимальное использование их площадей и объемов, а также применение блочно-комплектных конструкций.
1.5. При разработке схем развития и размещения объектов трубопроводного транспорта, технико-экономических расчетов, рабочих проектов предусматривать комплексное решение проблемы охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обратив особое внимание на внедрение безотходных и малоотходных технологических процессов.
1.6. При разработке предпроектных материалов и проектов на строительство нефтепродуктопроводов предусматривать технические решения и мероприятия, обеспечивающие предотвращение загрязнения окружающей среды, а также предупреждение аварийных ситуаций и ликвидацию последствий их воздействия на окружающую среду.
1.7. Отступления от настоящих норм допускаются, если они:
- обусловливают возможность получения нового, более совершенного проектного решения, дающего более высокие технико-экономические показатели и при равных или лучших условиях надежности сооружения;
- вызваны особыми условиями, как например, реконструкция сооружения или техническое его перевооружение, использование наличного оборудования и т.д., не позволяющими выполнить проект в полном соответствии с настоящими нормами, при соблюдении действующих правил техники безопасности, пожарной безопасности и требований по защите окружающей среды.
Во всех случаях отступления от норм должны приводиться соответствующие обоснования, подлежащие утверждению совместно с проектом.
1.8. Проектирование нефтепродуктопроводов должно выполняться с использованием САПР на основании утвержденной генеральной схемы развития и размещения трубопроводного транспорта, технико-экономических обоснований (ТЭО) для крупных и сложных предприятий и сооружений или технико-экономических расчетов (ТЭР), а также задания на проектирование, согласованного и утвержденного в установленном порядке.
1.9. Для повышения эффективности строительства нефтепродуктопроводов следует использовать накопившийся опыт эксплуатации и организационно-технических решений в области проектирования и строительства автоматизированных открытых блочно-комплектных перекачивающих станций.
1.10. Перечень нормативных документов, используемых при проектировании нефтепродуктопроводов, см. приложение 8.
2.1. К основным параметрам нефтепродуктопровода относятся:
проектная пропускная способность - млн. т/г;
часовая подача - м/ч;
диаметр и протяженность труб - мм, км;
рабочее давление на выходе перекачивающих станций - МПа;
количество насосных станций - шт.;
количество отводов - шт.
2.2. Проектная пропускная способность принимается на основании задания на проектирование нефтепродуктопровода, составленного в соответствии с перспективной схемой развития нефтепродуктопроводного транспорта. Она определяет планируемую массу перекачиваемого нефтепродукта в указанном направлении при заданном количественном соотношении разных групп нефтепродуктов.
2.3. Задание на проектирование, кроме общих положений, должно содержать:
- наименование начальных и конечных пунктов нефтепродуктопровода;
- проектную пропускную способность при полном развитии нефтепродуктопровода с указанием роста загрузки по очередям строительства;
- перечень групп и марок нефтепродуктов, подлежащих последовательной перекачке, с указанием количества каждой группы и марки;
- перечень пунктов попутного отбора массы нефтепродуктов по группам и маркам с указанием годового и максимального месячного количества по очередям строительства, пусковым комплексам и на перспективу;
- условия поставки нефтепродуктов на головную перекачивающую станцию;
- основные требования к автоматизации и телемеханизации;
- рекомендации по организации управления нефтепродуктопроводом, в том числе необходимость разработки АСУ ТП.
Примечание. Классификация нефтепродуктов по типам, группам, подгруппам, маркам, видам и сортам приводится в приложении 7.
2.4. Физико-химические свойства нефтепродуктов, определяющие их качество (плотность, октановое, цетановое числа, температура конца кипения, упругость паров, температура вспышки) должны приниматься по данным заказчика или в соответствии с ГОСТ на нефтепродукты.
2.5. Проектная пропускная способность перекачки должна обеспечиваться строительством магистральной части нефтепродуктопровода в однотрубном исполнении с учетом планируемого роста подачи нефтепродукта по очередям строительства за счет увеличения числа станций, подключения отводов, а также других технических мероприятий.
2.6. При предварительном выборе параметров нефтепродуктопровода следует руководствоваться данными, приведенными в таблице 1.
Таблица 1
|
|
|
|
|
|
|
|
219 | 0,8…1,3 | 8,8…9,8 | 0,6…1,0 |
273 | 0,8…1,3 | 7,4…8,3 | 1,0…1,7 |
325 | 0,9…1,4 | 6,6…7,4 | 1,7…2,5 |
377 | 1,0…1,4 | 5,4…6,4 | 2,5…3,5 |
426 | 1,1…1,5 | 5,4…6,4 | 3,5…5,0 |
530 | 1,1…1,7 | 5,4…6,4 | 5,0…8,5 |
2.7. Оптимальный диаметр труб нефтепродуктопровода должен определяться технико-экономическим расчетом из числа выпускаемых и намеченных к производству труб промышленностью путем выбора варианта с наименьшими приведенными затратами. Толщина стенки при этом определяется расчетно, исходя из прочностных свойств металла труб.
3.1. Режим работы нефтепродуктопровода непрерывный, круглосуточный, в течение 350 суток (8400 часов) в год.
Расчетное число рабочих суток принято с учетом затрат времени на техническое обслуживание, капитальный ремонт и ликвидацию повреждений.
3.2. Расчетная пропускная способность проектируемого нефтепродуктопровода определяется путем умножения проектной пропускной способности на коэффициент перераспределения , учитывающий возможность изменения количественного соотношения разных групп нефтепродуктов в процессе эксплуатации. Значения коэффициента принимаются по таблице 2.
Таблица 2
| |
Магистральная часть |
|
Распределительные трубопроводы | 1,07 |
Однотрубные отводы | 1,35 |