ГОСТ Р ИСО 3324-2-93
Группа Л69
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ШИНЫ АВИАЦИОННЫЕ
Методы испытания шин
Aircraft tyres. Test methods for tyres
ОКСТУ 2509
Дата введения 1994-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. ПОДГОТОВЛЕН И ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 97 "Шины пневматические для автомобилей и авиационной техники"
РАЗРАБОТЧИКИ
К.С.Путанкин, канд. техн. наук; Ю.С.Мендус; В.В.Сергиевский; С.В.Селиванова (руководитель темы); З.И.Усачева
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 01.02.93 N 26
Настоящий стандарт подготовлен методом прямого применения международного стандарта ИСО 3324-2-79 "Шины авиационные. Часть 2. Методы испытания шин"
3. Срок проверки - 2000 г.
4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт устанавливает методы испытаний для новых и восстановленных шин гражданских самолетов.
Шины подразделяются на две группы:
низкоскоростные - эксплуатируемые на наземных скоростях до 192 км/ч включительно;
высокоскоростные - эксплуатируемые на наземных скоростях выше 192 км/ч.
2.1. Испытание на прочность внутренним гидравлическим давлением
Монтируют шину на испытательное колесо соответствующей прочности, накачивают ее водой до минимального контрольно-разрушающего давления разрыва. Шина должна выдержать это давление в течение 10 с без разрушения. В процессе подкачки скорость изменения давления должна быть в диапазоне 1-2 кгс/см в 1 мин.
Испытание бескамерных шин может проводиться с установленной камерой.
2.2. Определение давления посадки на обод
За давление посадки на обод принимают минимальное внутреннее давление в шине, при котором достигается полное прилегание бортов шины к вертикальной поверхности реборды обода.
Определение давления посадки можно проводить копировальным и электрическим методами.
2.2.1. Копировальный метод
Давление посадки борта измеряется следующим образом: лист копировальной бумаги кладут между двумя листами тонкой бумаги, все листы укладывают между ребордой колеса и бортом шины. Шину накачивают, и давление, при котором пятка борта коснется вертикальной поверхности реборды колеса, что отразится на тонкой бумаге в виде следа от копировальной бумаги, считают давлением посадки борта.
2.2.2. Электрический метод
Поверхность контакта реборды колеса (вертикальная стенка) зачищают до появления металлической поверхности.
К одному борту шины прикрепляют три кусочка медной или стальной прокладки под углом 120° друг к другу. Прокладки удерживают при помощи клейкой ленты, не проводящей электричества (черт.1).
Давление посадки на обод - электрический метод
1 - стальные или медные прокладки толщиной 0,05 мм (0,002");
2 - непроводящая клейкая лента; 3 - зазор в ленте; 4 - колесо; 5 - борт шины
Черт.1
Лента изолирует прокладки от верхней части реборды колеса. Составляют электрическую цепь, включающую последовательно электробатарейку, электролампочку (или омметр), соединительные провода. Один из соединительных проводов закреплен на реборде колеса. Второй провод (испытательный) используют для поочередного контакта с прокладками.
Шину накачивают постепенно, после каждого увеличения давления испытательный провод устанавливают поочередно на прокладки. Загорание лампочки или показание 0 на омметре при контакте с тремя прокладками означает, что борт полностью прилегает к реборде колеса при определенном давлении, и это давление считается давлением посадки борта.
Могут быть использованы другие методы, если они признаны и одобрены организацией по сертификации.
Во всех методах испытания не должна использоваться смазка борта шины или реборды.
2.3. Определение герметичности бескамерных шин
Накачивают шину до максимального номинального давления и выдерживают в течение 12 ч, за это время давление понижается за счет увеличения габаритов шины. Затем выдерживают шину еще 24 ч при той же температуре окружающей среды. После выдержки измеряют давление и определяют падение давления за эти 24 ч.
2.4. Определение размеров шины
Шину монтируют на соответствующем колесе, накачивают до максимального номинального давления и выдерживают в течение 12 ч при нормальной комнатной температуре. По истечении указанного времени докачивают шину до первоначального значения давления.
После корректировки давления измеряют и записывают следующие величины:
наружный диаметр;
наружную ширину;
диаметр по плечевой зоне;
ширину по плечевой зоне.
Если шина не имеет легко устанавливаемой плечевой зоны, измеряют ширину плеча по максимальному диаметру плечевой зоны.
2.5. Определение зависимости "нагрузка-деформация"
Монтируют и подкачивают шину, как указано в п.2.4. Устанавливают шину и колесо на испытательный стенд. Обеспечивают устранение зазоров между колесом, осью, втулками и т.д. так, чтобы можно было точно определить нулевую точку.