3.1 Емкость
3.1.1 Емкость - наиболее важная характеристика аккумулятора или батареи. Емкость выражается в ампер-часах (А·ч) и изменяется в зависимости от условий эксплуатации (времени разряда, тока, конечного напряжения и температуры).
3.1.2 Гарантированная емкость (в ампер-часах) - это исходная величина, устанавливаемая производителем, которая действительна для нового аккумулятора или батареи при эталонной температуре 20 °С, продолжительности разряда до конечного напряжения (в вольтах). Рекомендуемые значения : 20; 10; 8; 5; 3; 2; 1; 0,5; 0,25 ч. Из этих значений может быть выбрано одно и определено как значение номинальной емкости [3].
3.1.3 Наиболее часто используемые значения находятся в интервале 10-1 ч, и в этих случаях конечное напряжение должно быть 1,80 В на аккумулятор, если иное не рекомендуется производителем или потребителем. Для других режимов разряда рекомендуемые конечные разрядные напряжения должны быть установлены в национальных стандартах или заданы производителем вместе со значением .
3.1.4 Ток разряда (в амперах) аккумулятора или батареи номинальной емкостью при температуре 20 °С и продолжительности до конечного напряжения (в вольтах) выражается формулой
, (1)
где - гарантированная емкость, значение которой выбрано в качестве номинальной емкости, А·ч;
- продолжительность разряда, ч.
3.1.5 Фактическая емкость должна определяться при разряде полностью заряженного аккумулятора или батареи согласно 5.1. Полученное значение должно использоваться для сравнения с номинальной емкостью (или , см. 3.1.2), устанавливаемой производителем, или для контроля за состоянием аккумулятора или батареи после длительных периодов эксплуатации.
3.1.6 Определение фактической емкости в соответствии с 5.1 также может быть использовано для сравнения с конкретными эксплуатационными данными, указанными производителем. В этом случае ток в 3.1.4 должен быть заменен током, соответствующим эксплуатационным характеристикам.
3.2 Пригодность батареи для эксплуатации в режиме непрерывного подзаряда
3.2.1 Стационарные батареи главным образом используют для эксплуатации в режиме непрерывного подзаряда (флотирующий режим).
Батареи предназначаются для питания нагрузки при отключении нормального энергоснабжения, и при эксплуатации в режиме непрерывного подзаряда их выводы постоянно соединены с источником постоянного напряжения . Напряжение должно быть достаточным для поддержания батареи в состоянии, близком к состоянию полной заряженности. Пригодность батареи для такой эксплуатации проверяют испытанием, проводимым на аккумуляторах или батареях.
Батареи, которые фактически не работают в режиме непрерывного подзаряда (например, системы преобразования световой энергии в электрическую), и батареи, работающие при подзаряде постоянным током, не должны квалифицироваться в соответствии с методом испытаний, описанным в 5.2.
3.2.2 Батареи, работающие в режиме непрерывного подзаряда при испытании согласно 5.2.1, должны отвечать следующим требованиям:
а) фактическая емкость , зарегистрированная после 6 мес испытаний, при разряде согласно 5.1 должна быть больше или равна ;
б) аккумулятор или батарея должны считаться вышедшими из строя, если через 6 мес показания напряжения не соответствуют значениям, рекомендуемым производителем;
в) в процессе квалификационных испытаний аккумуляторы или батареи не должны выходить из строя в течение 6 мес. При более длительных испытаниях неисправные аккумуляторы или батареи могут быть заменены производителем, затем испытание должно быть продолжено еще в течение 6 мес, в период которых все аккумуляторы или батареи не должны выходить из строя.
Примечание - Только по соглашению между потребителем и производителем неисправный аккумулятор или батарея, которые восстановились после уравнительного заряда согласно инструкциям производителя, могут быть допущены к испытаниям снова. Аккумулятор или батарея должны быть сняты с испытаний, если разница по напряжению имеет место вновь после повторных испытаний или емкость равна или меньше .
3.3 Наработка
3.3.1 Способность аккумулятора или батареи работать при заданных условиях в течение определенного периода времени может быть охарактеризована с помощью испытания, состоящего из разрядно-зарядных циклов.