Статус документа
Статус документа

     
ГОСТ Р 50034-92

     
Группа Э69

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

Совместимость технических средств электромагнитная

АСИНХРОННЫЕ ДВИГАТЕЛИ НАПРЯЖЕНИЕМ ДО 1000 В

     
Нормы и методы испытаний на устойчивость к электромагнитным помехам

     
Electromagnetik compatibility. Asynchronous motors of voltage about 1000 В.
Limits and test methods on immunity to electromagnetic disturbance



ОКСТУ 3330

Дата введения 1993-07-01

     

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации в области электромагнитной совместимости технических средств (ТК 30 ЭМС)

РАЗРАБОТЧИКИ

В.Н.Никифорова, канд. техн. наук (руководитель разработки); А.Е.Загорский, д-р техн. наук; Э.М.Аббасова, канд. техн. наук; З.А.Захарова, канд. техн. наук; А.Е.Кравчик, д-р техн. наук.

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 21.07.92 N 748

3. Срок проверки - 1997 г.

Периодичность проверки - 5 лет

4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 12.1.006-76

6.1

ГОСТ 12.2.007.0-75

6.2

ГОСТ 12.2.007.1-75

6.2

ГОСТ 183-74

3.4

ГОСТ 7217-87

1.4

ГОСТ 11828-86

1.4, 4.1, 5.7

ГОСТ 13109-87

5.4.1

ГОСТ 19523-81

1.5

ГОСТ 25941-83

5.1.2

ГОСТ 28330-89

1.6

МЭК 34-1 (1983)

Вводная часть

Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей

6.1

Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителя

6.1



Настоящий стандарт распространяется на асинхронные электродвигатели (далее в тексте - двигатели), предназначенные для работы от сети переменного тока напряжением до 1000 В, частотой 50 и 60 Гц, которые в условиях эксплуатации могут находиться под воздействием электромагнитных помех.

Стандарт не распространяется на двигатели, применяемые в бортовых системах подвижных средств наземного, водного, воздушного транспорта.

Стандарт устанавливает нормы на уровни устойчивости двигателей к воздействию помех следующих видов: отклонение напряжения, отклонение частоты, одновременное отклонение напряжения и частоты, несимметрия питающего трехфазного напряжения сети и несинусоидальность, а также методы испытания двигателей на устойчивость к перечисленным помехам.

Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения приведены в приложении 1.

В стандарте учтены требования Публикации МЭК 34-1 (1983).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В стандартах, технических заданиях и технических условиях на двигатели (далее в тексте - НТД на двигатели) должны быть установлены уровни устойчивости к каждому виду помех в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

1.2. Испытаниям на помехоустойчивость подлежат опытные образцы и серийно выпускаемые двигатели на испытательных стендах производителя.

При необходимости (например, при наличии жалоб потребителей на низкую помехоустойчивость двигателя) указанные испытания проводятся на двигателях, находящихся в эксплуатации.

Сертификационные испытания двигателей на устойчивость к воздействию помех проводят испытательные лаборатории (центры), аккредитованные Госстандартом России.

1.3. Испытания на помехоустойчивость опытных образцов двигателей проводятся при приемочных квалификационных испытаниях, а серийно выпускаемых двигателей - при типовых испытаниях, проводимых после изменения конструкции, материалов или технологии, если эти изменения могут оказать влияние на помехоустойчивость двигателя.

1.4. Испытания на помехоустойчивость двигателя проводят после определения характеристик и испытаний на нагревание (по ГОСТ 7217 и ГОСТ 11828).

1.5. Порядок отбора и число двигателей, представляемых для проведения испытаний, устанавливают в ГОСТ 19523 и НТД на двигатели конкретных типов.

1.6. Двигатели, имеющие сервис-фактор, равный 1.15 по ГОСТ 28330, испытаниям на помехоустойчивость не подвергаются.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Двигатели должны быть устойчивы к воздействию помех, виды и уровень которых приведены в табл.1.

Таблица 1

Вид помехи

Показатель, характеризующий помеху

Нормирующий уровень помехоустойчивости, %



Наименование

Номер формулы для вычисления, приведенной в приложении 2

Изменение напряжения

Отклонение напряжения

1

От минус 5 до плюс 10

Изменение частоты

Отклонение частоты

2

От минус 2 до плюс 2

Несинусоидальность

Коэффициент искажения синусоидальности напряжения

3

Коэффициент -й гармонической составляющей напряжения ()

4

8

Несимметрия

Коэффициент обратной последовательности напряжения

5

2

Одновременное изменение напряжения и частоты

Одновременное отклонение напряжения и частоты

1,2

10 - при положительном отклонении напряжения,

7 - при отрицательном отклонении напряжения

Одновременное изменение напряжения и частоты при несимметрии и несинусоидальности питающей сети

Одновременное отклонение напряжения, частоты, несимметрии и несинусоидальности

1, 2, 3, 5

8 - при положительном отклонении напряжения,

6 - при отрицательном отклонении напряжения

     

     
3. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПЫТАНИЙ НА ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТЬ ДВИГАТЕЛЕЙ
И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ

3.1. Устанавливают следующие виды испытаний двигателей:

на воздействие отклонения напряжения;

на воздействие отклонения частоты (при сертификационных испытаниях);

на воздействие несимметрии питающей сети;

на воздействие несинусоидальности питающего напряжения (при сертификационных испытаниях);

на воздействие одновременного отклонения напряжения и частоты при практически симметричном и синусоидальном питающем напряжении.

3.2. Допускается вместо испытаний на воздействие несимметрии и несинусоидальности напряжения проводить испытания при одновременном воздействии всех видов помех, уровни которых указаны в табл.1.

3.3. Критерием работоспособности двигателя при испытаниях является перегрев обмотки статора и ротора (для двигателя с фазным ротором) при работе с номинальным моментом на валу.

3.4. Двигатель считается выдержавшим испытания, если при работе с номинальным моментом на валу превышения температур обмоток статора и ротора не превосходят допустимых значений, установленных в ГОСТ 183 с учетом повышения допустимых температур на 10°С.

4. ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ АППАРАТУРА И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ

4.1. Измерительная аппаратура и способы измерений должны удовлетворять требованиям ГОСТ 11828, кроме аппаратуры, используемой для определения значения помехи.

4.2. Классы точности аппаратуры для определения значения помехи, допустимые относительные погрешности измерений показателей, характеризующих воздействие помехи, не должны превышать значений, указанных в табл.2.

Таблица 2


Наименование определяемых показателей

Дополнительная относительная погрешность измерения, %, не более


Средство измерения


Класс точности прибора

Отклонение напряжения

5

Измеритель напряжения

0,5

Отклонение частоты

2

Частотомер

0,2

Коэффициент обратной последовательности напряжений

20

Измеритель напряжения

0,2

Коэффициент искажения синусоидальности напряжения

10

Измеритель коэффициента несинусоидальности, анализатор спектра

-



4.3. При испытаниях рекомендуется применять информационно-измерительные системы с вводом результатов в ЭВМ для автоматизированной обработки и представления результатов испытаний.

4.4. Для испытания асинхронного двигателя на помехоустойчивость применяется установка, позволяющая регулировать отклонения напряжения и частоту, устанавливать различные уровни несинусоидальности и несимметрии питающей сети. Установка может иметь различную схему и исполнение (или компоновку). На черт.1 и 2 показаны схемы двух вариантов испытательных установок.

АД - асинхронный двигатель; МПТ - машины постоянного тока; СГ - синхронный генератор;
АД-МПТ-СГ - система генератор-двигатель; Р - резистор; ТРН - тиристорный регулятор напряжения
с фазным регулированием; АД - испытуемый асинхронный двигатель;
Н - нагрузка на валу асинхронного двигателя

Черт.1

 
ПЧ - преобразователь частоты (статический или тиристорный); Ф - фильтр; OPT - однофазные регулировочные
трансформаторы; ТРН - тиристорный регулятор напряжения с фазным управлением; АД - испытуемый
асинхронный двигатель; Н - нагрузка на валу асинхронного двигателя

Черт.2

     

5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ НА ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТЬ

5.1. Испытания двигателя на устойчивость к воздействию помех проводят на испытательной установке при номинальном моменте на валу двигателя.

5.1.1. Продолжительность испытаний определяется временем, за которое обмотка статора (и обмотка ротора двигателя с фазным ротором) нагреется до установившегося значения температуры.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs