5.1. Во время дежурства весь персонал котельной должен следить за исправностью обслуживаемых им котельных агрегатов (котлы, пароперегреватели, водяные экономайзеры, воздухоподогреватели, топочные устройства), а также вспомогательного оборудования котельной установки (питательные насосы, вентиляторы, дымососы, воздушные компрессоры и т.п.) и строго соблюдать режим работы, установленный производственной инструкцией.
Выявляемые в процессе работы оборудования неисправности должны записываться в сменный (вахтенный) журнал. Персонал должен принимать немедленные меры по устранению неисправностей, угрожающих безопасной и безаварийной работе оборудования. Если неисправности устранить собственными силами невозможно, то необходимо сообщить об этом ответственному за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котлов (руководителю котельной), а в аварийных случаях немедленно приостановить работу агрегатов.
5.2. Особое внимание по соблюдению режима работы котельного агрегата следует обращать на:
а) режим работы топок;
б) поддержание нормального уровня воды в котле и равномерное питание его водой;
в) поддержание нормального давления пара и питательной воды;
г) поддержание температуры перегретого пара и питательной воды после водяного экономайзера, обдувку поверхностей нагрева;
д) обслуживание пароперегревателя и главного парозапорного вентиля (задвижки) котла;
е) предохранительные клапаны и обслуживание их;
ж) продувку котла;
з) обслуживание водяного экономайзера и воздухоподогревателя;
и) тягодутьевые установки (дымососы, вентиляторы).
5.3. Режим работы топок.
А. Обслуживание топок со слоевым сжиганием твердого топлива
5.3.1. Твердое кусковое топливо сжигается слоем на колосниковой решетке топки - слоевой способ сжигания. Ручные топки применяются лишь в малых и средних котельных установках. Недостатком этих топок является неравномерность процесса горения и необходимость умелой и напряженной работы кочегара при заброске топлива, ведении процесса горения и при чистке колосниковой решетки.
5.3.2. Забрасывание твердого топлива на колосниковую решетку надо производить быстро, не оставляя долго открытыми топочные дверцы во избежание сильного охлаждения топки врывающимся в нее воздухом и увеличения потерь тепла от химической неполноты сгорания и с уходящими газами.
С той же целью при заброске топлива следует уменьшить тягу, прикрывая дымовую заслонку. Частота забросок и количество забрасываемого топлива зависят от нагрузки котла, рода топлива и размера его кусков. Заброску следует делать чаще, но малыми порциями, так как недостаток воздуха в первое время после загрузки и избыток воздуха вслед за этим будут при частой заброске меньше, чем при более редкой, но крупными порциями, горение будет идти более равномерно и при меньшем избытке воздуха.
5.3.3. Существуют три способа заброски топлива:
а) заброска топлива "горкой" - этим способом пользуются в случае горизонтального отвода газов из топки (жаротрубные котлы и др.). Он состоит в том, что сдвигают большую часть жара с передней части колосниковой решетки на заднюю (к порогу) и забрасывают топливо на переднюю часть. Выделение летучих компонентов из свежего топлива, лежащего лишь на тонком слое жара, будет идти замедленно. Выделившиеся летучие компоненты, проходя над лежащим дальше горящим топливом и встречая воздух, прошедший через него, полностью сгорают;
б) заброска топлива "грядкой" - при этом способе заброска топлива производится попеременно на правую и левую половину колосниковой решетки. Воздух, проходящий через прогоревшее топливо на одной половине решетки, используется для сжигания горючих летучих компонентов, выделяющихся на соседней половине со свежим топливом. Этот способ применим при широких колосниковых решетках с вертикальным отводом газов как для спекающихся, так и неспекающихся углей (горизонтально-водотрубные котлы);
в) наиболее распространенный способ - заброска топлива "врассев" равномерно по всей колосниковой решетке, пригоден для любых углей, в том числе и для тощих. Этот способ дает наиболее благоприятные результаты при вертикальном отводе газов.
5.3.4. При наличии нескольких загрузочных дверец загрузка топлива через каждую дверцу производится поочередно, после того как ранее заброшенное в соседнюю дверцу топливо хорошо разгорится.
5.3.5. Правильное и экономичное горение угля видно по соломенно-желтому цвету пламени и по легкому серому дымку, выходящему из трубы. Если горение неполное, то дым делается черным, а в пламени появляются темные языки.
Во время работы нельзя допускать прогаров, заметных по более яркому цвету слоя, и зашлаковываний, вызывающих потемнение слоя.
При чрезмерном избытке воздуха дым пропадает, а пламя делается ослепительно ярким. Укорочение пламени означает окончание горения летучих и необходимость делать загрузку новой порции топлива. Подачу воздуха следует регулировать дутьем и тягой, руководствуясь при этом указанными выше признаками, или по показаниям приборов - газоанализатора и тягомеров.
Наивыгоднейшее содержание СО в отходящих газах устанавливается по результатам пусконаладочных работ.
5.3.6. Для контроля и регулирования работы топки должны быть установлены два дифференциальных тягомера. Один (топочный тягомер) показывает сопротивление колосниковой решетки со слоем топлива, другой (котловой тягомер) показывает сопротивление газоходов.