5.1 Основными составляющими нормирования расхода топлива являются расход топлива в единицу времени при номинальной мощности двигателя, нормативный интегральный коэффициент (), учитывающий особенности загрузки двигателя машин в период эксплуатации.
5.2 Индивидуальную норму расхода топлива на единицу рабочего времени машины , кг/маш.-ч, определяют по формуле
, (1)
где - удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя машины, г/кВт·ч (принимают согласно данным эксплуатационных документов на двигатель);
- номинальная мощность двигателя машины, кВт (принимают согласно данным эксплуатационных документов машины);
- интегральный нормативный коэффициент изменения расхода топлива в зависимости от режимов загрузки двигателя машины (далее - интегральный коэффициент);
- переводной коэффициент граммов в килограммы.
5.2.1 Значение интегрального коэффициента определяют по формуле:
, (2)
где - коэффициент, учитывающий расход топлива на запуск и прогревание двигателя, а также ежесменное техническое обслуживание машин, =1,03 для всех машин;
- коэффициент использования двигателя по времени (при отсутствии фактических значений, определенных в реальных условиях эксплуатации, принимается по таблице A.1 приложения А);
- коэффициент использования мощности двигателя (при отсутствии фактических значений, определенных в реальных условиях эксплуатации, принимается по таблице А.1 приложения А);
- коэффициент, учитывающий изменение расхода топлива в зависимости от степени использования мощности двигателя (выраженной коэффициентом ), определяется по таблице А.2 приложения А;
- коэффициент, учитывающий износ двигателя, определяется по таблице А.3 приложения А.
Примечания
1 Коэффициенты разработаны на основе данных о фактических расходах топлива при выполнении машинами определенных объемов работ.
2 Пересчет индивидуальных норм расхода топлива из кг/маш.-ч в л/маш.-ч осуществляется по формуле:
,
где =1,21 для дизельного топлива, =1,35 для бензина.
3 Для перевода мощности, выраженной в киловаттах, в лошадиные силы пользуются коэффициентом 1,36, а лошадиной силы в киловатты - 0,735.
4 При необходимости пересчета расхода в условном топливе используется калорийный эквивалент , равный 1,45 для дизельного топлива и 1,49 для бензина.
5.2.2 Результаты расчета индивидуальных норм расхода топлива машин рекомендуется свести в форму, приведенную в таблице 1.
Таблица 1