СТ СЭВ 4394-83
Группа Д29*
__________________________________________
* В указателе "Национальные стандарты" 2008 г.
группа Г89. - Примечание изготовителя базы данных.
СТАНДАРТ СЭВ
ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПОРШНЕВЫЕ
Методы пересчета мощности и удельного расхода топлива
Дата введения 1985-07-01
УТВЕРЖДЕН Постоянной Комиссией по сотрудничеству в области стандартизации. Дрезден, декабрь 1983 г.
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 23 октября 1984 г. N 3687 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 4394-83 "Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Методы пересчета мощности и удельного расхода топлива" введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта СССР
в народном хозяйстве СССР с 01.07.85
в договорно-правовых отношениях по сотрудничеству с 01.07.85
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. Автор - делегация СССР в Постоянной Комиссии по сотрудничеству в области машиностроения.
2. Тема - 17.036.02-81.
3. Стандарт СЭВ утвержден на 54-м заседании ПКС.
4. Сроки начала применения стандарта СЭВ:
Страны - члены СЭВ | Сроки начала применения стандарта СЭВ | |
в договорно-правовых отношениях | в народной хозяйстве | |
НРБ | - | - |
ВНР | Июль 1986 г. | Июль 1986 г. |
СРВ | ||
ГДР | Январь 1985 г. | Январь 1985 г. |
Республика Куба | ||
МНР | ||
ПНР | Январь 1985 г. | Январь 1985 г. |
СРР | - | - |
СССР | Июль 1986 г. | Июль 1985 г. |
ЧССР | Январь 1986 г. | Январь 1986 г. |
5. Срок проверки - 1990 г.
6. Использованные международные документы по стандартизации: стандарт СЭВ соответствует стандарту ИСО 3046/1-81 в части определения и пересчета мощности и удельного расхода топлива.
Настоящий стандарт СЭВ распространяется на дизели промышленные, судовые и железнодорожного транспорта (далее - двигатели) и устанавливает методы пересчета мощности и удельного расхода топлива для двигателей без газотурбинного наддува и с газотурбинным наддувом.
Настоящий стандарт СЭВ не распространяется на двигатели, используемые для привода автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных машин, самолетов и мотоциклов.
1.1. Методы пересчета применяют:
1) для определения соответствия значений мощности и удельного расхода топлива, полученных в условиях испытаний, параметрам, указанным в технической документации на двигатель;
2) для установления максимально допустимой мощности двигателя на месте эксплуатации при отклонении атмосферных условий от стандартных условий в целях предотвращения перегрузки двигателя.
1.2. Методы пересчета мощности и удельного расхода топлива следует применять:
1) для двух- и четырехтактных двигателей без газотурбинного наддува при неизменности коэффициента избытка воздуха или неизменности температуры отработавших газов.
У двигателей при применении метода пересчета мощности и удельного расхода топлива на основе сохранения неизменности температуры отработавших газов относительная влажность воздуха не учитывается;
2) для четырехтактных двигателей с газотурбинным наддувом и газовой связью турбокомпрессора с двигателем без охлаждения и с охлаждением наддувочного воздуха при неизменности температуры отработавших газов.
Пересчет мощности и удельного расхода топлива для двигателей железнодорожного транспорта рекомендуется производить по методу, приведенному в информационном приложении 1. Допускается использование данного метода и для двигателей других назначений.
2.1. Определение мощности и удельного расхода топлива должно проводиться в стандартных условиях по СТ СЭВ 1582-79.
2.2. Другие исходные условия, отличающиеся от стандартных, допускается устанавливать в следующих случаях:
1) если у двигателей без газотурбинного наддува имеется запас по температуре отработавших газов или по коэффициенту избытка воздуха;
2) если у двигателей с газотурбинным наддувом на установленной при стандартных условиях мощности не достигаются предельные значения частоты вращения турбокомпрессора и температуры отработавших газов на входе в турбину.
2.3. При исходных условиях, отличающихся от стандартных, необходимо в расчетные формулы вместо значений стандартных условий подставлять значения условий, их заменяющих. При этом должны быть обеспечены значения мощности и удельного расхода топлива, указанные в технической документации на двигатель.
2.4. При отклонении атмосферных условий от стандартных в местах испытания или эксплуатации двигателя значения мощности и удельного расхода топлива должны устанавливаться путем пересчета на эти измененные условия или приводиться от них к исходным условиям.
2.5. Мощность двигателя () в киловаттах при измененных атмосферных условиях определяют по формуле
, (1)
где - мощность при стандартных условиях;
- коэффициент пересчета мощности.
2.6. Удельный расход топлива () в граммах на киловатт-час при измененных атмосферных условиях определяют по формуле
, (2)
где - удельный расход топлива при стандартных условиях, g/(kW·h);
- коэффициент пересчета удельного расхода топлива.
3.1. Расчет значений коэффициента пересчета мощности
3.1.1. Значения коэффициента пересчета мощности () рассчитывают по формуле
. (3)
Если принять, что , то выражение (3) примет вид
, (4)
где - отношение индикаторных мощностей при измененных и стандартных атмосферных условиях;
- механический коэффициент полезного действия (КПД) двигателя.
Значение механического КПД, если оно не установлено, следует принимать равным 0,80.
Значение для различных величин приведено в табл.12 информационного приложения 3.
3.1.2. Отношение индикаторных мощностей () определяют по указанным ниже формулам:
1) для двигателей без газотурбинного наддува при условии сохранения неизменности коэффициента избытка воздуха
; (5)
2) для двигателей без газотурбинного наддува с ограничением мощности по допустимой термической нагрузке, исходя из условия сохранения неизменности температуры отработавших газов
. (6)
Допускается применение формулы (6) для двигателей с механическим наддувом;
3) для двигателей с газотурбинным наддувом без охлаждения наддувочного воздуха
; (7)
4) для двигателей с газотурбинным наддувом и охлаждением наддувочного воздуха
, (8)
где - индикаторная мощность, kW;
- атмосферное давление, kРа;
- относительная влажность воздуха, %·0,01;
- парциальное давление водяного пара, kРа;
- температура окружающего воздуха, K;
- температура охлаждающей воды на входе в охладитель наддувочного воздуха, K.
Примечание. Подстрочные индексы и относятся соответственно к стандартным и измененным атмосферным условиям.
Парциальное давление водяного пара () находят по табл.13 информационного приложения 3.