9.1 Машины должны быть изготовлены и защищены так, чтобы обеспечивалась необходимая защита от случайного соприкосновения с частями, находящимися под напряжением, а для машин класса II - с металлическими частями, отделенными от частей, находящихся под напряжением, только основной изоляцией, даже после удаления съемных частей. Должна быть также обеспечена необходимая защита от опасности соприкосновения с основной изоляцией.
Это требование справедливо при всех положениях машины, когда она подключена и работает в нормальном режиме, даже после открытия крышек и дверец, производимого без помощи инструмента и снятия съемных деталей.
Если по инструкции изготовителя потребитель должен снять какую-либо деталь во время нормальной эксплуатации или обслуживания машины, проводимого потребителем, то такую деталь считают съемной, даже если для снятия ее требуется инструмент.
Изолирующие свойства лака, эмали, обычной бумаги, хлопчатобумажной пряжи или ткани, оксидных покрытий металлических частей, изоляционных бус, а также заливочной массы не считают обеспечивающими достаточную защиту от случайного прикосновения к частям под напряжением.
Кожух машины не должен иметь отверстий, через которые возможен доступ к частям под напряжением, а для машин класса II - также к частям, изолированным от частей под напряжением только основной изоляцией, за исключением отверстий, необходимых для эксплуатации машины.
Примечания
1 Если нет других указаний, части, работающие при безопасном сверхнизком напряжении до 24 В, считают частями, не находящимися под напряжением.
Проверку проводят внешним осмотром, а при необходимости, испытанием стандартным испытательным пальцем, приведенным на рисунке 1.
Кроме того, отверстия в машинах класса II, как и отверстия в машинах класса I, за исключением отверстий в металлических частях, присоединенных к защитному зажиму или защитному контакту, испытывают испытательным щупом, приведенным на рисунке 2.
После удаления, съемных частей, испытательные палеи, и щуп прикладывают во всех возможных положениях; испытательный палец - без особого усилия, испытательный щуп - с усилием 10 Н.
Отверстия, в которые испытательный палец не входит, испытывают затем при помощи прямого монолитного испытательного пальца тех же размеров, который прикладывают с усилием 50 Н. Если этот палец входит, повторяют испытание сочлененным испытательным пальцем, приведенным на рисунке 1, при необходимости палец проталкивают в отверстие.
Не допускается возможность прикосновения испытательным пальцем, а для машин класса II испытательным щупом к неизолированным частям под напряжением или частям под напряжением, защищенным лаком, эмалью, обычной бумагой, хлопчатобумажной пряжей или тканью, оксидным покрытием, изоляционными бусами или заливочной массой.
Для машин класса II не допускается возможность прикосновения испытательным щупом к неизолированным частям под напряжением или прикосновения испытательным пальцем к металлическим частям, отделенным от частей под напряжением лишь основной изоляцией.
Должна быть исключена возможность прикосновения испытательным пальцем к основной изоляции.
2 Рекомендуется для обнаружения контакта применять лампу напряжением не ниже 40 В.
При вводе лампочек и их вынимании необходимо следить за тем, чтобы не было прямого контакта с токоведущими деталями патрона.
9.2 Детали, обеспечивающие защиту от поражения электрическим током, должны быть прочными, а их крепление не должно ослабляться при нормальной эксплуатации.
Крепление этих деталей должно быть таким, чтобы не было возможным их снятие без применения инструмента.
Проверку проводят внешним осмотром, ручным опробованием и испытаниями по разделам 17 и 20.
9.3 Валы и оси управляющих ручек, кнопок, рычагов и т.п. не должны находиться под напряжением.
Проверку проводят осмотром.
9.4 Для машин, за исключением машин класса III, управляющие ручки или кнопки выключателей и переключателей, если они сделаны из металла, должны быть либо покрыты изоляционным материалом, либо их доступные части должны быть отделены от валов или креплений дополнительной изоляцией.
Проверку проводят осмотром.
9.5 В машинах класса II не допускается присоединение конденсаторов к доступным металлическим частям.
Металлические кожухи конденсаторов должны быть отделеные от доступных металлических частей дополнительной изоляцией.
Проверку проводят внешним осмотром и испытаниями, установленными для дополнительной изоляции.
9.6 Машины должны быть сконструированы таким образом, чтобы при нормальной эксплуатации не существовало опасности поражения электрическим током от заряженных конденсаторов.
Проверку проводят следующим испытанием, которое проводят 10 раз.