МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО
СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКОВ РЕДУКТОРОВ
ПО УРОВНЮ УДАРНОЙ ВИБРАЦИИ
Для оценки текущего состояния подшипниковых узлов редукторов и других механизмов и машин и своевременного обнаружения первых признаков начала разрушения (выкрашивания на рабочих поверхностях колец и тел качения) в работающем подшипниковом узле без его остановки и разборки наиболее целесообразно применение методов и приборов виброакустической диагностики и, особенно, приборов для оценки ударной вибрации.
Применение периодического контроля виброакустических характеристик, возникающих на корпусе подшипникового узла, позволяет практически исключить неожиданный аварийный выход из строя и особенно необходим в случаях, если аварийный выход из строя может привести к жертвам или значительным экономическим потерям.
Для оценки ударной вибрации, возникающей при первых признаках выкрашивания, следует применять приборы, которые, в основном, чувствительны к высокочастотным ударным импульсам в области частот, превышающих 20 кГц (переносные приборы "Контест-073К" и др.).
Наблюдение с помощью приборов состоит из следующих этапов.
Предварительно производят оценку виброхарактеристик подшипниковых узлов в начале работы редуктора. Полученные на приборе количественные показатели фиксируют и заносят в эксплуатационный паспорт подшипниковых узлов, отмечая одновременно характер нагрузки редуктора и дату замера. Затем, через 1-3 мес эксплуатации производят следующий замер, желательно при аналогичных условиях нагружения, данные фиксируют и сопоставляют с данными предыдущего замера. Далее проверки производят с указанной периодичностью, постоянно сопоставляя результаты. В период нормального установившегося режима (после приработки) результаты измерения обычно близки.
Возникновение нарастания показаний прибора указывает либо на нарушение подачи смазки, появление в ней посторонних частиц, либо на появление первых признаков выкрашивания. Освоение особенностей работы прибора позволяет разделять указанные явления.
При появлении отмеченного нарастания следует резко сократить интервалы между проверками. В случае подтверждения нарастания ударной вибрации необходимо произвести останов редуктора и смену подшипника.