6.1 Основные требования
Цель этого раздела выяснять, как и в какой степени можно в каждом конкретном случае формализировать процесс выбора наилучших мер безопасности, учитывая, что это преимущественно эмпирический процесс, в котором участвует конструктор машины, имеющий определенный опыт работы и от которого требуется дать в определенной ситуации оценку степени риска.
Примечания
1 Если в машине имеется опасность, то из этого следует, что рано или поздно произойдет причинение вреда здоровью, если не будут приняты никакие меры безопасности.
2 Смысл разделов 3, 4 состоит в том, что машина должна быть безопасной. Нельзя достичь абсолютной безопасности, наивысшая степень безопасности может быть только целью, к которой необходимо стремиться, учитывая уровень современной техники.
Уровень техники определяет ограничения, включая ограничения на стоимость, базирующиеся на фактической конструкции и спросе на изделие.
Средства, затраченные на достижение безопасности, которая соответствует уровню техники на определенный период времени, могут недолго быть актуальными, если дальнейшие поколения этих машин будут обладать большей безопасностью или появятся другие безопасные аналогичные машины.
3 Концепция оценки риска должна помогать конструкторам и инженерам по технике безопасности использовать решения, которые наилучшим способом подходят для достижения наивысшей степени безопасности, учитывающие уровень техники и существующие ограничения.
Не допускается использовать в качестве базы сведения о несчастных случаях, которые очень редки или последствия которых минимальны, для того, чтобы вновь ставить вопрос о требуемой степени безопасности машины. Особенно не следует пользоваться при отсутствии информации о несчастных случаях предположениями, что степень риска мала и нет необходимости принятия жестких мер безопасности.
6.2 Факторы, необходимые при оценке степени риска
Риск, связанный с особой ситуацией или техническим процессом, вытекает из комбинации обоих следующих факторов:
а) Вероятность проявления случая ухудшения или потери здоровья.
Эта вероятность находится в связи с частотой опасных ситуаций (или с временем нахождения) человека в так называемой опасной зоне (3.10), которую принято называть "продолжительностью опасности";
b) наибольшая степень этих последствий или вреда здоровью.
В определенной опасной ситуации степень последствий или вреда здоровью может зависеть от многих факторов, которые можно предвидеть только частично. При проведении оценки риска следует исходить из наиболее тяжких последствий или вреда здоровью, которые могут встретиться в каждой известной опасной ситуации, даже если их вероятность невелика.
Исходя из этого, при создании машины для соответствующего выбора мер безопасности очень важен анализ технических или человеческих факторов, от которых зависит каждый из действующих факторов риска а и b.
Требования безопасности выявляются иногда при сравнении похожих опасных ситуаций для различных машин из имеющейся в распоряжении информации об опасностях или несчастных случаях.