ГОСТ Р 22.2.08-96
Группа Т00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
Термины и определения
Safety in emergencies.
Safety of railway transport movement. Terms and definitions
ОКС 13.110*
ОКСТУ 0022
_______________
* В указателе "Государственные стандарты" 2003 г. ОКС 01.040.13, 13.200. -
Примечание "КОДЕКС".
Дата введения 1997-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Малым внедренческим предприятием МИИТ-БЕНАТЕС с участием рабочей группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 ноября 1996 г. N 656
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в данной области знания.
Для каждого понятия установлен один стандартный термин.
Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации.
В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.
Приведенные определения можно, при необходимости, изменить, вводя в них произвольные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия.
Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте.
Стандартизированные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы - светлым.
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области безопасности движения поездов при возникновении чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте.
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы по безопасности движения поездов при возникновении чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте, входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.
В настоящем стандарте использована ссылка на ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
3.1 Безопасность движения поезда
3.1.1 безопасность движения поезда: Свойство движения поезда находиться в неопасном состоянии за расчетное время, когда отсутствует угроза сохранности жизней и здоровья пассажиров, технического персонала, населения, сохранности грузов, объектов хозяйствования, технических средств транспортной системы.
3.1.2 неопасное состояние (движения поезда): Состояние движения поезда, реализуемого железнодорожной транспортной системой в работоспособном по параметрам движения поезда состоянии или в неработоспособном неопасном по параметрам движения поезда состоянии.
3.1.3 работоспособное по параметрам движения поезда состояние (железнодорожной транспортной системы): Состояние железнодорожной транспортной системы, при котором значения параметров и (или) показателей качества движения поезда соответствуют требованиям, установленным в нормативной и (или) конструкторской, и технологической документации.
3.1.4 неработоспособное по параметрам движения поезда состояние (железнодорожной транспортной системы): Состояние железнодорожной транспортной системы, при котором значение хотя бы одного параметра и (или) показателя качества движения поезда не соответствует требованиям, установленным в нормативной и (или) конструкторской, и технологической документации.
3.1.5 неработоспособное неопасное по параметрам движения поезда состояние (железнодорожной транспортной системы): Неработоспособное состояние железнодорожной транспортной системы, при котором значение хотя бы одного параметра и (или) показателя качества движения поезда не соответствует требованиям, установленным в нормативной и (или) конструкторской, и технологической документации, но это не вызывает возникновения поражающих факторов.
3.1.6 неработоспособное опасное по параметрам движения поезда состояние железнодорожной транспортной системы: Неработоспособное состояние железнодорожной транспортной системы, при котором значение хотя бы одного параметра и (или) показателя качества движения поезда не соответствует требованиям, установленным в нормативной и (или) конструкторской, и технологической документации, что вызывает возникновение поражающих факторов.
3.1.7 опасное состояние (движения поезда): Состояние движения поезда, соответствующее неработоспособному опасному по параметрам движения поезда состоянию железнодорожной транспортной системы.
3.1.8 железнодорожная транспортная система: Совокупность функционально взаимосвязанных технических средств и технического персонала, предназначенная для осуществления в регламентированных условиях перевозки грузов и пассажиров по железным дорогам.
Примечание - К регламентированным условиям относят параметры пути, подвижного состава, энергоснабжения, управления, параметры окружающей среды и др.
3.1.9 поражающий фактор источника техногенной чрезвычайной ситуации; поражающий фактор источника техногенной ЧС: - По ГОСТ Р 22.0.05.
3.1.10 техногенная чрезвычайная ситуация; техногенная ЧС: - По ГОСТ Р 22.0.05.
3.1.11 показатель безопасности движения поезда: Вероятность нахождения движения поезда в неопасном состоянии за расчетное время.
3.2 Безопасность технических средств и технического персонала железнодорожной транспортной системы
3.2.1 безопасность по параметрам движения поезда технического средства (железнодорожной транспортной системы): Свойство технического средства железнодорожной транспортной системы не иметь опасных по параметрам движения поезда отказов за расчетное время.
3.2.2 опасный по параметрам движения поезда отказ технического средства (железнодорожной транспортной системы): Отказ технического средства железнодорожной транспортной системы, в результате воздействия которого движение поезда переходит в опасное состояние.
3.2.3 безопасность по параметрам движения поезда технического персонала (железнодорожной транспортной системы): Свойство технического персонала железнодорожной транспортной системы не совершать опасных по параметрам движения поезда ошибок за расчетное время.
3.2.4 опасная по параметрам движения поезда ошибка технического персонала (железнодорожной транспортной системы): Ошибка технического персонала железнодорожной транспортной системы, в результате воздействия которой движение поезда переходит в опасное состояние.
3.2.5 собственный опасный по параметрам движения поезда отказ технического средства (железнодорожной транспортной системы): Опасный по параметрам движения поезда отказ технического средства, вызванный нарушением работоспособного состояния его элементов и (или) функциональных связей между ними.
3.2.6 вынужденный опасный по параметрам движения поезда отказ технического средства (железнодорожной транспортной системы): Опасный по параметрам движения поезда отказ технического средства, вызванный нарушением регламентированных для этого технического средства условий функционирования.
3.2.7 показатель безопасности по параметрам движения поезда технического средства (железнодорожной транспортной системы): Вероятность отсутствия у технического средства опасных по параметрам движения поезда отказов технического средства за расчетное время.
3.2.8 показатель безопасности по параметрам движения поезда технического персонала (железнодорожной транспортной системы): Вероятность отсутствия опасных по параметрам движения поезда ошибок технического персонала за расчетное время.
3.2.9 показатель безопасности по параметрам движения поезда железнодорожной транспортной системы: Вероятность отсутствия у технических средств опасных по параметрам движения поезда отказов и отсутствия опасных по параметрам движения поезда ошибок технического персонала за расчетное время.
3.3 Риски потерь
3.3.1 риск потери (в железнодорожной чрезвычайной ситуации): Возможность потери в железнодорожной чрезвычайной ситуации от воздействия поражающих факторов, возникающих в результате перехода движения поезда в опасное состояние за расчетное время.
3.3.2 показатель риска (в железнодорожной чрезвычайной ситуации): Вероятность потери в железнодорожной чрезвычайной ситуации от воздействия поражающих факторов, возникающих в результате перехода движения поезда в опасное состояние за расчетное время.
3.3.3 риск экономического ущерба (в железнодорожной чрезвычайной ситуации): Возможность экономического ущерба от потерь в железнодорожной чрезвычайной ситуации.
3.3.4 показатель риска экономического ущерба (в железнодорожной чрезвычайной ситуации): Вероятность экономического ущерба от потерь в железнодорожной чрезвычайной ситуации.
Безопасность движения поезда | 3.1.1 | |||
Безопасность по параметрам движения поезда технического средства | 3.2.1 | |||
Безопасность по параметрам движения поезда технического средства железнодорожной транспортной системы | 3.2.1 | |||
Безопасность по параметрам движения поезда технического персонала | 3.2.3 | |||
Безопасность по параметрам движения поезда технического персонала железнодорожной транспортной системы | 3.2.3 | |||
Отказ технического средства вынужденный опасный по параметрам движения поезда | 3.2.6 | |||
Отказ технического средства железнодорожной транспортной системы опасный по параметрам движения поезда | 3.2.2 | |||
Отказ технического средства железнодорожной транспортной системы вынужденный опасный по параметрам движения поезда | 3.2.6 | |||
Отказ технического средства железнодорожной транспортной системы собственный опасный по параметрам движения поезда | 3.2.5 | |||
Отказ технического средства опасный по параметрам движения поезда | 3.2.2 | |||
Отказ технического средства собственный опасный по параметрам движения поезда | 3.2.5 | |||
Ошибка технического персонала железнодорожной транспортной системы опасная по параметрам движения поезда | 3.2.4 | |||
Ошибка технического персонала опасная по параметрам движения поезда | 3.2.4 | |||
Показатель безопасности движения поезда | 3.1.11 | |||
Показатель безопасности по параметрам движения поезда железнодорожной транспортной системы | 3.2.9 | |||
Показатель безопасности по параметрам движения поезда технического средства | 3.2.7 | |||
Показатель безопасности по параметрам движения поезда технического средства железнодорожной транспортной системы | 3.2.7 | |||
Показатель безопасности по параметрам движения поезда технического персонала | 3.2.8 | |||
Показатель безопасности по параметрам движения поезда технического персонала железнодорожной транспортной системы | 3.2.8 | |||
Показатель риска потери | 3.3.2 | |||
Показатель риска потери в железнодорожной чрезвычайной ситуации | 3.3.2 | |||
Показатель риска экономического ущерба | 3.3.4 | |||
Показатель риска экономического ущерба в железнодорожной чрезвычайной ситуации | 3.3.4 | |||
Риск потери в железнодорожной чрезвычайной ситуации | 3.3.1 | |||
Риск потери | 3.3.1 | |||
Риск экономического ущерба | 3.3.3 | |||
Риск экономического ущерба в железнодорожной чрезвычайной ситуации | 3.3.3 | |||
Система железнодорожная транспортная | 3.1.8 | |||
Ситуация чрезвычайная техногенная | 3.1.10 | |||
Состояние движения поезда неопасное | 3.1.2 | |||
Состояние движения поезда опасное | 3.1.7 | |||
Состояние железнодорожной транспортной системы неработоспособное по параметрам движения поезда | 3.1.4 | |||
Состояние железнодорожной транспортной системы неработоспособное неопасное по параметрам движения поезда | 3.1.5 | |||
Состояние железнодорожной транспортной системы неработоспособное опасное по параметрам движения поезда | 3.1.6 | |||
Состояние железнодорожной транспортной системы работоспособное по параметрам движения поезда | 3.1.3 | |||
Состояние неопасное | 3.1.2 | |||
Состояние неработоспособное неопасное по параметрам движения поезда | 3.1.5 | |||
Состояние неработоспособное опасное по параметрам движения поезда | 3.1.6 | |||
Состояние неработоспособное по параметрам движения поезда | 3.1.4 | |||
Состояние опасное | 3.1.7 | |||
Состояние работоспособное по параметрам движения поезда | 3.1.3 | |||
Фактор источника техногенной чрезвычайной ситуации поражающий | 3.1.9 | |||
Фактор источника техногенной ЧС поражающий | 3.1.9 | |||
ЧС техногенная | 3.1.10 |
Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 1997