5.1 Конструкция вагонов и их составных частей, расположение оборудования должны обеспечивать безопасность работы обслуживающего персонала, доступ при обслуживании, осмотре и ремонте, соответствие требованиям ГОСТ 12.2.003, [2], [3], требованиям ТУ на вагоны конкретных моделей.
5.2 Конструкцией кузова, загрузочных и разгрузочных устройств вагонов должна быть обеспечена погрузка и выгрузка грузов при соблюдении требований ГОСТ 22235 на проведение погрузочных и разгрузочных работ и действующих НД на перевозку грузов железнодорожным транспортом.
5.3 Напряжение в элементах конструкции от действия сил при расчетных режимах эксплуатации не должно превышать допустимых значений, установленных в [1].
5.4 Показатели ходовых качеств вагонов должны соответствовать требованиям, установленным в [1].
5.5 Конструкция вагонов должна быть проверена расчетами на обеспечение прохода и сцепляемости в кривых малого радиуса и прохода без саморасцепа на сортировочной горке согласно [1].
5.6 Автотормозное оборудование вагонов должно обеспечивать показатели, установленные в [1].
5.7 На кузовы вагонов должны быть нанесены знаки и предупредительные надписи их безопасной эксплуатации (требование открыть загрузочные люки перед разгрузкой, запрещение эксплуатации с открытыми крышками люков, предупреждающая надпись об опасности поражения электротоком под контактной электролинией и т.п.) в соответствии с [4].
5.8 Вагоны должны быть оборудованы переходными площадками с ограждениями, лестницами, подножками и поручнями для составителей поездов, а также приспособлениями для крепления сигнальных устройств. Крепление поручней, лестниц и другого оборудования должно исключать самопроизвольное отвинчивание гаек, болтов и т.п. Ступеньки лестниц и подножки должны исключать скольжение ног. Размеры и прочность ограждений, лестниц, подножек и поручней должны соответствовать требованиям НД.
5.9 Конструкцией вагонов должна быть предусмотрена возможность подъема кузова домкратами как в порожнем, так и груженом состоянии в соответствии с требованиями [1].
5.10 Вагоны должны быть оборудованы тяговыми кронштейнами (скобками) для подтягивания.
5.11 Конструкцией механизма разгрузки должна быть исключена возможность самопроизвольного срабатывания механизма.
5.12 Конструкцией крышек загрузочных люков должно быть исключено попадание внутрь вагона атмосферных осадков.
5.13 Крышки разгрузочных люков должны иметь уплотнение, предотвращающее просыпание груза.
5.14 Конструкцией вагона должна быть обеспечена постановка пломб на загрузочных и разгрузочных люках в доступных для осмотра местах.
5.15 Органы управления (штурвалы, рукоятки, переключатели и т.п.) должны быть снабжены схемами и надписями, указывающими на последовательность управления.
5.16 Тормозная рычажная передача должна быть снабжена предохранительными устройствами (скобы и т.п.), предотвращающими падение ее деталей на путь.
5.17 Конструкцией вагона должна быть предусмотрена его утилизация по истечении срока службы.
5.18 Головки соединительных рукавов тормозной магистрали, концевой кран, сигнальный отросток автосцепки, ручка оттормаживающей цепочки, штурвал стояночного тормоза и разобщительный кран должны быть окрашены в красный цвет.
5.19 Конструкцией вагонов при соблюдении потребителем правил технической эксплуатации должна быть исключена возможность выбросов (потери) груза в процессе движения.
Специальные требования к плотности кузова, в зависимости от гранулометрического состава и физико-механических свойств, перевозимого груза оговаривают в ТУ на вагон конкретной модели.
5.20 Общие требования пожарной и взрывобезопасности - по ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.010.
5.21 На вагоны, в случае перевозки в них опасных грузов, должны быть нанесены знаки опасности по ГОСТ 19433.