ГОСТ Р 51659-2000 Вагоны-цистерны магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия

     5 Требования безопасности и охраны окружающей среды

5.1 Конструкция цистерны должна соответствовать требованиям безопасности в течение всего периода эксплуатации при выполнении потребителем требований, установленных настоящим стандартом и ГОСТ 22235.

5.2 Обязательными показателями безопасности цистерн являются:

- напряжение в основных несущих элементах конструкции;

- коэффициент запаса прочности (сопротивления усталости);

- коэффициенты вертикальной и горизонтальной динамики цистерны;

- коэффициент запаса устойчивости цистерны от опрокидывания при движении по кривым участкам пути;

- коэффициент запаса устойчивости колесной пары против схода с рельсов;

- расчетный коэффициент силы нажатия чугунных или композиционных тормозных колодок при порожнем и груженом режимах торможения;

- расчетный коэффициент сцепления колес с рельсами при всех режимах торможения (с позиции возможности юза);

- обеспечение автоматического сцепления и прохода сцепленных и одиночных вагонов в кривых малого радиуса, по кривым участкам пути и сортировочной горке.

Значения обязательных показателей безопасности - в соответствии с "Нормами для расчета" [1].

5.3 Нормы герметичности затворов и выбор классов герметичности, устанавливаемой на котле запорной арматуры, должны соответствовать ГОСТ 9544.

5.4 Конструкция тормозной системы должна обеспечивать расчетную тормозную эффективность.

5.5 Стояночный тормоз должен осуществлять затормаживание одиночной груженой цистерны на уклоне до 0,03 усилием не более 300 Н, приложенным к рукоятке винта тормоза. Конструкция стояночного тормоза должна исключать его самопроизвольный отпуск.

5.6 Наружные лестницы, расположенные под углом менее 70° к горизонтальной оси, должны быть оборудованы поручнями.

5.7 Цистерны оборудуют поручнями и подножками для составителей поездов и приспособлениями, установленными на лобовом листе, для крепления концевых сигнальных устройств.

Подножки оборудуют поручнями, помосты - ограждениями, переходные площадки - ограждениями и ступеньками.

5.8 Будки для сопровождающих оборудуют сиденьем и ограждением. Сиденье должно быть откидной конструкции.

5.9 Ступеньки лестниц изготавливают из стального рифленого листа, подножки - "колосникового типа", помосты - "колосникового типа" или из просечно-вытяжного листа для исключения скольжения по ним ног. Помосты должны обеспечивать сток попадающей на них жидкости.

5.10 Крепление поручней лестниц и другого оборудования должно исключать самопроизвольное отвинчивание гаек, болтов.

5.11 Конструкция цистерн для перевозки жидких грузов должна исключать попадание перевозимого груза на тормозное оборудование.

5.12 Конструкция цистерн должна исключать накопление статического электричества.

Цистерны должны иметь устройство для заземления при загрузке и выгрузке продукта.

5.13 Требования безопасности к конструкции цистерн с электрообогревом должны соответствовать ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.010 и "Правилам устройства электроустановок" [3].

5.14 Минимальное электрическое сопротивление между всеми элементами цистерны - от крыши до рельсов - не более 0,15 Ом.

5.15 Степень защиты электрического оборудования системы разогрева цистерн для перевозки затвердевающих грузов - IP44 по ГОСТ 14254. Электрические провода, относящиеся собственно к цистернам, и места их соединений должны быть защищены от механических повреждений.

5.16 В местах, предусмотренных для домкратов, должны быть установлены планки с рифленой поверхностью.

5.17 Цистерны оборудуют устройствами, предохраняющими от падения на путь шарнирно закрепленных сборочных единиц и деталей.

5.18 Установка эксплуатационного оборудования цистерн для перевозки опасных грузов (устройств слива и налива, контрольно-измерительных приборов и предохранительных устройств) должна исключать возможность их повреждения при движении, погрузочно-разгрузочных работах, в аварийных ситуациях.