ГОСТ 26.201.1-94
(МЭК 552-77)
Группа П70
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Система КАМАК
ОРГАНИЗАЦИЯ МНОГОКРЕЙТОВЫХ СИСТЕМ
Требования к магистрали ветви и крейт-контроллеру КАМАК типа А1
САМАС. Organization of multi-crate systems. Specification
of the Branch-highway and CAMAC crate controller type A1
ОКС 33.200*
ОКСТУ 4202
____________________
* В указателе "Национальные стандарты" 2008 год
ОКС 27.120 и 35.200. - Примечание изготовителя базы данных.
Дата введения 1996-07-01
ПРЕДИСЛОВИЕ
1 РАЗРАБОТАН МТК 233 "Измерительная аппаратура для основных электрических величин"
ВНЕСЕН Госстандартом Российской Федерации
2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 6-94 от 21 октября 1994 г.)
За принятие проголосовали:
Наименование государства | Наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджанская Республика | Азгосстандарт |
Республика Армения | Армгосстандарт |
Республика Беларусь | Белстандарт |
Республика Грузия | Грузстандарт |
Республика Казахстан | Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызская Республика | Кыргызстандарт |
Республика Молдова | Молдовастандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Республика Узбекистан | Узгосстандарт |
Украина | Госстандарт Украины |
3 Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 14.09.95 N 474 государственный стандарт ГОСТ 26.201.1-94 введен в действие непосредственного в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 1996 г.
Настоящий стандарт содержит полный аутентичный текст международного стандарта МЭК 552-77 "Система КАМАК. Организация многокрейтовых систем. Требования к магистрали ветви и крейт-контроллеру КАМАК типа А1"
4 ВЗАМЕН ГОСТ 26.201.1-84
1.1 Общие положения
Консультативный комитет по электронике и дальней связи (АСЕТ) рекомендовал, чтобы Технический комитет N 45 был ответственен за введение стандартов МЭК - Международной электротехнической комиссии, - определяющих стандартный интерфейс КАМАК.
Характеристики КАМАК, определенные в документе EUR ATOM EUR 4100e (1972 г.), являются предметом ГОСТ 27080 Модульная система приборов для обработки данных. Система КАМАК.
Настоящий стандарт устанавливает дополнительные характеристики КАМАК согласно документу EUR ATOM EUR 4600е (1972 г.).
1.2 Назначение
ГОСТ 27080 устанавливает основные характеристики модульной системы контрольно-измерительной аппаратуры КАМАК, обеспечивающей стыковку преобразователей и приборов с цифровыми контроллерами и электронно-вычислительными машинами (далее - ЭВМ). Основой системы взаимной связи между модулями и контроллером в пределах одного каркаса (крейта) является стандартная магистраль крейта КАМАК. Многократные системы могут быть построены как одна или несколько структур, называемые ветвями, в которых магистраль ветви (MB) обеспечивает средства взаимной связи между драйвером MB (далее - драйвером) и крейт-контроллерами (не более семи).
Настоящим стандартом установлены сигналы, временные соотношения и логическая организация взаимодействия крейт-контроллеров и драйверов, подключаемых в MB через 132-контактный разъем.
В приложении А определены характеристики крейт-контроллера, которые обеспечивают аппаратную и программную совместимость. Приложение может рассматриваться либо как формальное определение стандартного крейт-контроллера КАМАК типа A1 (CCA1), либо как общие рекомендации, обуславливающие единообразие крейт-контроллеров.
1.3 Область применения
Стандарт распространяется главным образом на ядерное приборостроение, но может быть также использован в других областях, в которых требуются модульные электронные блоки для приема и преобразования сигналов ввода/вывода с целью цифровой обработки данных, обычно ассоциируемой с аппаратурой вида контроллера, ЭВМ, либо иного автоматического устройства обработки данных.
Для аппаратуры контроля и системы управления реактора могут также использоваться другие многокрейтовые системы.
а) Стандарт распространяется на системы, образованные крейтами КАМАК или крейтами, совместимыми с КАМАК, содержащими модули и контроллер, который соединен с MB, обеспечивающий бит-параллельную передачу данных.
Последующие стандарты МЭК могут распространяться, например, на магистраль с последовательной передачей битов или байтов.
б) Стандарт применим к последовательным передачам бит-параллельных слов, разрядностью слова не более 24 битов, между драйвером и крейтами (числом до семи).
в) Технические характеристики и внутренние структуры крейт-контроллеров и драйверов и физическая природа самой магистрали ветви не являются предметом регламентации данным стандартом, за исключением случаев, когда они влияют на совместимость частей системы с крейт-контроллером типа А1.
Для того, чтобы констатировать соответствие техническим требованиям магистрали ветви КАМАК, любое оборудование или система должны соответствовать всем обязательным положениям стандарта, за исключением приложения А. Любое оборудование, сконструированное в виде вставных блоков КАМАК, должно соответствовать всем обязательным положениям ГОСТ 27080. Для того, чтобы констатировать соответствие техническим требованиям крейт-контроллера КАМАК типа А1, оборудование должно соответствовать всем обязательным положениям приложения А настоящего стандарта. |
Необязательно, чтобы оборудование, соединенное с MB, полностью соответствовало настоящим техническим требованиям или чтобы оно было сконструировано в виде вставных блоков КАМАК. Однако необходимо, чтобы все подключаемые к MB устройства не изменяли характеристик MB и крейт-контроллеров, установленных данным стандартом.
1.4 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 26.201.2-94 Система КАМАК. Последовательная магистраль интерфейсной системы
ГОСТ 27080-93 КАМАК. Модульная система технических средств для обработки данных
Настоящий стандарт рекомендуется использовать совместно с ГОСТ 27080 как дополняющий последний. Никакая часть данного стандарта не заменяет или модифицирует ГОСТ 27080.
Положения, которые определяют обязательные правила, взяты в рамки и обычно сопровождаются глаголом "должен" (must).
Глагол "рекомендуется" (shonld) применяют для указания предпочтительного использования, которому нужно следовать, если нет достаточных причин поступать иначе.
Слово "может" (mау) означает допустимость тех или иных положений и оставляет свободу выбора.
Характеристика (параметр), определяемый как "резервный", не должна использоваться до тех пор, пока ее назначение не будет конкретно регламентировано. |
Слово "свободный" указывает на отсутствие в определенных границах ограничения в использовании частной характеристики.
Многокрейтовая система КАМАК состоит из одной или нескольких ветвей, каждая из которых имеет свою магистраль ветви, являющуюся средством связи между драйвером и крейт-контроллерами. Во время каждой операции на ветви драйвер может сообщаться максимум с семью крейт-контроллерами.
Все драйверы, а также крейт-контроллеры имеют стандартное сопряжение-порт*, с помощью которого они соединяются с магистралью ветви. Каждый порт состоит из 132-контактного соединителя (для 65 сигнальных линий и соответствующих им обратных линий связи плюс экран кабеля) с определенным назначением каждого контакта. Каждый крейт-контроллер имеет два идентичных соединенных внутри порта, что позволяет MB иметь конфигурацию в виде цепочки (черт.1). Возможны иные конфигурации, например конфигурация (черт.2), в которой драйвер расположен не на конце MB и некоторые крейты соединяются с MB через один порт.
_______________
* "Сопряжение-порт" означает "вход или выход цепи"
Цепочная конфигурация многокрейтовой системы КАМАК на основе магистрали ветви
1 - устройство согласования; 2 - магистраль ветви; 3 - крейт-контроллер;
4 - драйвер ветви и устройство согласования; 5 - один из семи крейтов
Черт.1
Пример конфигурации многокрейтовой системы КАМАК на основе магистрали ветви
1 - крейт-контроллер; 2 - магистраль ветви; 3 - драйвер ветви без устройства согласования;
4 - устройство согласования; 5 - один из семи крейтов
Черт.2
В дополнение к своему системному режиму работы (on-line) крейт-контроллеры имеют автономный режим работы (off-line), который позволяет им оставаться физически подключенными к MB и в то же время игнорировать (но и не мешать) все операции в MB. В случае необходимости драйвер может опознать адреса крейтов, которые соответствуют крейт-контроллерам, находящимся в системном режиме работы.
Основным режимом работы MB является Командный режим. Драйвер, который обычно связан с системным контроллером или ЭВМ, вырабатывает команду во время каждой операции на MB. Эта команда включает указание адреса крейтом для выбора одного или нескольких крейт-контроллеров. Каждый адресуемый крейт-контроллер принимает команду с MB и генерирует соответствующую команду на магистрали крейта (МК) (номер станции, субадреса и функцию). Во время операции "Чтение" сигналы данных генерируются модулем на шины чтения МК, передаются на шины MB посредством крейт-контроллера и принимаются драйвером. Во время операции "Запись" драйвер генерирует сигналы данных на MB, затем они передаются с помощью крейт-контроллера и принимаются выбранным модулем. Во время других командных операций не происходит передачи данных чтения или записи через MB.
Магистраль ветви имеет две возможности по "обработке требований", которые позволяют драйверу реагировать на L-сигналы запроса от модулей. При одноуровневой обработке требований, при которой лишь фиксируется наличие требований без их идентификации, крейт-контроллеры передают сигналы запроса как один общий сигнал "запрос MB". При многоуровневом сборе требований, позволяющем драйверу идентифицировать 24 различных требования, имеется режим работы MB для сортировки запросов L. При этом драйвер вырабатывает требование сортировки L (в общем случае в результате приема сигнала "Запрос MB" и каждый подключенный к линии крейт-контроллер реагирует посредством формулирования выбора или перегруппировки) своих L-сигналов запроса в форме слова запросов GL, состоящего из 24 бит. Слова запросов GL-заявок всех крейтов передаются по MB к драйверу MB.
В магистрали ветви во время выполнения командных операций шины данных используются для передачи информации в обоих направлениях между крейт-контроллерами и драйвером MB. Эти шины используют также для передачи маски требований из слов запросов GL в режиме работы по обработке требований.
Передачи через MB в любом режиме обеспечиваются сигналами синхронизации взаимного обмена, которые автоматически определяют время каждой операции в MB таким образом, чтобы оно соответствовало реальным задержкам передачи и характеристикам применяемых контроллеров.
Начало обмена осуществляется только по сигналу "Общее управление", который передается через MB на МК.
Каждая шина MB должна использоваться в соответствии с обязательными требованиями, рассмотренными детально в следующих разделах. В табл.1 приводятся названия, стандартные обозначения и источники сигналов. Обозначение отдельных шин порта MB, соответствующих по функциям таким же шинам МК, дается с добавлением буквы В перед обозначением шины, например шина функции в МК обозначается F, а для порта MB - BF. |
Таблица 1 - Шины сигналов в портах MB
Наименование | Обозначение | Генерируют | Число линии сигнала | Использование | |
Команда | Адрес крейта | BCR1 - BCR7 | Драйвер | 7 | Каждая шина указывает один крейт MB |
Номер станции | BN 1, 2, 4, 8, 16 | Драйвер | 5 | Номер станции о двоичном коде | |
Субадрес | ВА 1, 2, 4, 8 | Драйвер | 4 | Аналогично шинам А на МК | |
Функция | BF 1, 2, 4, 8, 16 | Драйвер | 5 | Аналогично шинам F на МК | |
Данные | Чтение | BRW1 - BRW24 | Драйиер (W) или крейт-контроллер (R, GL) | 24 | Для данных чтение/запись и слов запросов (GL) |
Состояния | Ответ | BQ | Крейт-контроллер | 1 | Аналогично шине Q на МК |
Команда принята | ВХ | Крейт-контроллер | 1 | Аналогично шине X на МК | |
Синхронизация | Сигнал синхронизации А | ВТА | Драйвер | 1 | Указывает на наличие команды |
Сигнал синхронизации В | ВТВ1 - ВТВ7 | Крейт-контроллер | 7 | Каждая шина указывает на наличие данных и т.д., переданных крейт-контроллером | |
Сбор требований | Запрос MB | BD | Крейт-контроллер | 1 | Указывает на наличие требования на обслуживание |
Запрос на GL (отсортированные запросы) | Драйвер | 1 | Запрос на операцию в режиме GL | ||
Общее управление | Пуск | BZ | Драйвер | 1 | Аналогично шине Z на МК |
Резервные | - | BV6 и BV7 | Драйвер | 2 | Для будущих потребителей |
Свободные | - | BV1 и BV5 | - | 5 | Для нестандартизованных требований |