ГОСТ 23074-85
Группа Г93
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
МАШИНЫ ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ ЖИДКИХ ОРГАНИЧЕСКИХ УДОБРЕНИЙ
Общие технические условия
Equipment for distributing liquid organic fertilizers.
General specifications
ОКП 47 3351
Срок действия с 01.07.86
до 01.07.91*
_______________________________
* Ограничение срока действия снято
Постановлением Госстандарта России от 17.07.92 N 772.
(ИУС N 10, 1992 год). - Примечание "КОДЕКС".
РАЗРАБОТАН Министерством машиностроения для животноводства и кормопроизводства
ИСПОЛНИТЕЛИ
Н.М.Гарцман, Г.М.Горелик (руководитель темы), X.М.Кацнельсон, Г.П.Бокая
ВНЕСЕН Министерством машиностроения для животноводства и кормопроизводства
Зам. министра Ю.Н.Писарев
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27 марта 1985 г. N 900
ВЗАМЕН ГОСТ 23074-78, ГОСТ 23983-80
Настоящий стандарт распространяется на полуприцепные машины, предназначенные для транспортирования и внесения жидких органических удобрений (жидкого навоза по ГОСТ 20432-83) с оборудованием для самозагрузки, транспортирования и поверхностного внесения удобрений (далее - машины).
Вид климатического исполнения машин - VI по ГОСТ 15150-69.
Стандарт не распространяется на навесные машины.
1.1. Основные параметры и размеры машин должны соответствовать приведенным в таблице.
Наименование параметра | Нормы для колесного трактора тягового класса | Нормы для автомобиля мощностью, кВт | ||||
1,4 | 2 | 3 | 5 | 8 | 118-155 | |
Грузоподъемность, т | (5-6) | 9-10 | (10) | (16) | 23 и более | 10-12 |
Рабочая ширина внесения, м | от 6 до 12 | |||||
Доза внесения, т/га | (20-60)±10% с интервалом 20 | |||||
Неравномерность внесения удобрений по ходу движения и рабочей ширине, % | ±25 | |||||
Погрузочная высота (от опорной поверхности машины), м, не более | 3,5 | |||||
Глубина забора при самозагрузке (от опорной поверхности машины), м, не менее | 2,5 | 3,5 | ||||
Удельная масса на единицу грузоподъемности, кг/т, не более, при давлении в шинах колес, МПа: | ||||||
св. 0,3 до 0,4 | 450*; 390 | 400*; 375 | 370*; 355 | 420 | ||
" 0,2 " 0,3 | 480*; 430 | 430*; 410 | 410*; 395 | 460 | ||
" 0,15 " 0,2 | 520*; 480 | 460*; 450 | 450*; 430 | 490 | ||
менее 0,15 | 550*; 530 | 500*;480 | 480*; 460 | 520 |
Примечания:
1. Значения грузоподъемности, приведенные в скобках, для вновь проектируемых машин применять не следует.
2. Значения, приведенные со звездочкой, применять до 01.01.90.
3. Удельная масса дана без учета сменных рабочих органов и принадлежностей, прилагаемых к машине.
1.2. Уровень унификации (коэффициент применяемости) должен быть не менее:
30% - для машин, не имеющих прототипа;
50% - для машин, имеющих прототип;
75% - для модернизированных машин.
2.1. Машины должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по техническим условиям и рабочим чертежам на машины конкретного типа.
2.2. Номинальные значения климатических факторов:
для эксплуатации в рабочем состоянии - по ГОСТ 15150-69 для машин вида климатического исполнения VI, но при этом нижнее значение температуры окружающего воздуха должно быть минус 10 °С;
для эксплуатации в нерабочем состоянии (хранение и транспортирование при перерывах в работе) - по ГОСТ 15150-69 для машин вида климатического исполнения VI.
2.3. Управление машинами должно осуществляться одним человеком (трактористом или водителем).
2.4. Машины должны иметь люк для загрузки удобрений погрузчиками.
2.5. Дорожный просвет машин - не менее 350 мм.
2.6. Отклонение от прямолинейности образующей цилиндра резервуара не должно превышать 0,3% замеренной длины.
На резервуаре не допускаются вмятины или вспучивания металла диаметром более 80 мм и глубиной более 8 мм. На поверхности в 1 м не должно быть более одного дефекта указанного размера.
2.7. Крепежные изделия должны иметь металлическое защитное покрытие по ГОСТ 9.306-85. Требования к выбору покрытия - по ГОСТ 9.303-84.
2.8. Лакокрасочные покрытия по ГОСТ 25112-82 для группы условий эксплуатации VI - по ГОСТ 9.104-79.
Класс покрытия по ГОСТ 9.032-74 не ниже V - для облицовочных деталей машин, не ниже VI - для остальных поверхностей.
2.9. Основной цвет окраски машин - красный, вспомогательный - желтый. Допускается в качестве основного цвета применять светло-дымчатый, вспомогательный - красный.
2.10. Метрическая резьба - по ГОСТ 24705-81. Поля допусков - по ГОСТ 16093-81 не ниже: болтов - 8q, гаек - 7Н; для ходовой системы: болтов - 6q, гаек - 6Н.
2.11. Цистерна и сборочные единицы, собирающиеся с ней, должны быть герметичными.
Уменьшение степени разреженности за 5 мин не должно превышать 10% созданного контрольного разрежения.
2.12. Требования к герметичности пневмосистемы тормозов - по ГОСТ 4364-81.
2.13. Типы и конструктивные элементы сварных швов - по ГОСТ 14771-76, ГОСТ 14776-79, ГОСТ 23518-79, ГОСТ 16037-80, ГОСТ 5264-80, ГОСТ 11533-75, ГОСТ 11534-75.
2.14. Качество сварных швов - по отраслевой нормативно-технической документации на сварные соединения.
2.15. Резервуары машин должны изготовляться из коррозионно-стойких материалов или из углеродистых сталей по ГОСТ 14637-79 с защитным покрытием внутренних поверхностей по ГОСТ 25112-82.
2.16. Коэффициент использования металла - не менее 0,8.
2.17. Полный срок службы машин (полный ресурс), поставленных на производство до 01.01.85, - 6 лет (6000 ч эксплуатационного времени), для вновь проектируемых - 7 лет (7000 ч эксплуатационного времени).
3.1. Общие требования безопасности к конструкции машин - по ГОСТ 12.2.042-79 и ГОСТ 12.2.003-74.
3.2. Ограждение вилок карданных валов - по ГОСТ 13758-77.
3.3. Машины должны быть оборудованы внешними световыми приборами по ГОСТ 8769-75.
3.4. Угол поперечной статической устойчивости машин - по ГОСТ 10000-75.
3.5. Машины должны иметь клапан или другое устройство, предохраняющее от создания разрежения, превышающего рабочее.
Значение рабочего разрежения должно быть указано в технических условиях на машины конкретного вида.
Клапан или устройство должны быть оттарированы на рабочее разрежение и опломбированы.
3.6. Уровень шума, вибрация и содержание вредных веществ на рабочем месте водителя при работе агрегата (машины и тягача) не должны превышать значений, установленных ГОСТ 12.1.003-83, ГОСТ 12.1.012-78 и ГОСТ 12.1.005-76.
3.7. Тормозной путь и эффективность торможения машин, агрегатируемых с автомобилем, должны соответствовать требованиям ГОСТ 22895-77.
3.8. Тягово-сцепное устройство машин, соединяющееся с тягачом с помощью сцепной петли и крюка, должно предусматривать наличие страховой цепи или троса.
3.9. Сигнальная окраска, надписи и знаки безопасности - по ГОСТ 12.4.026-76.
3.10. На заднем днище резервуара должен быть нанесен знак ограничения скорости согласно "Правилам дорожного движения".
3.11. Машины должны быть оборудованы устройством визуального контроля за заполнением и опорожнением цистерны.
4.1. Машины должны быть укомплектованы сменными и запасными частями, инструментом и принадлежностями для монтажа, указанными в технических условиях на машины конкретного вида.
4.2. К каждой машине должна быть приложена:
товаросопроводительная документация;
эксплуатационная документация по ГОСТ 2.607-72.
5.1. Для проверки соответствия машин требованиям настоящего стандарта предприятие-изготовитель должно проводить приемо-сдаточные и периодические испытания.
5.2. Приемо-сдаточным испытаниям должна быть подвергнута каждая машина на соответствие требованиям пп.2.6; 2.8; 2.9; 2.11-2.15; 3.3; 3.5; 3.7-3.11; разд.4, пп.7.1-7.6.
Каждая машина должна быть обкатана, при этом проверяют: работу системы самозагрузки и выброса удобрений, ходовой системы, тормозов, светосигнального оборудования.
5.3. Периодическим испытаниям следует подвергать одну машину ежеквартально на соответствие требованиям пп.2.4; 2.5; 2.7; 2.10; 2.16.
Периодическим испытаниям в условиях эксплуатации на соответствие требованиям пп.1.1; 2.3; 2.17 следует подвергать не менее двух машин в год.
Результаты периодических испытаний считают неудовлетворительными, если хотя бы одна машина не соответствует требованиям пп.1.1; 2.3-2.5; 2.7; 2.10; 2.17.