5.9.1 Испытания электропогрузчиков и электроштабелеров на устойчивость проводят без водителя на испытательной платформе.
Испытания остальных машин проводят по программе, изложенной в технических условиях на машины конкретного типа.
Если масса водителя уменьшает устойчивость машины, то его имитируют грузом массой 90 кг с центром тяжести на расстоянии 250 мм над сиденьем для водителя, работающего сидя, и на 1000 мм над опорной площадкой для водителя, работающего стоя.
5.9.2 Машину первоначально устанавливают на горизонтальной платформе в положении, необходимом для соответствующего вида испытания, а затем при каждом испытании платформу медленно наклоняют на величину, указанную в таблице 1.
Таблица 1 - Виды испытаний на устойчивость
Положение машины на испытательной платформе для испытания: | ||||||||
Номер испытания | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Устойчивость | Продольная | Поперечная | ||||||
Выполняемая операция | Штабели- | Движение | Штабели- | Движение | ||||
Нагрузка | Номинальный груз | Без груза | ||||||
Высота подъема | Макси- | 300 мм | Макси- | 300 мм | ||||
Положение грузоподъемника | Верти- | Наклонен назад (вдвинут) | Наклонен в положение, соответствующее минимальной устойчивости (вдвинут*) | |||||
Наклон плат- | - при грузоподъемности до 5000 кг (исключая 5000 кг) | 4% | 18% | 6% | (15+1,4)%, но не более 50% | |||
- при грузоподъемности от 5000 до 10000 кг включ. | 3,5% | 18% | 6% | (15+1,4)%, но не более 40% | ||||
* Для машин с грузоподъемником, перемещающимся в продольном и (или) поперечном направлении Примечания 1 Ось параллельна оси наклона испытательной платформы. 2 - максимальная скорость передвижения без груза, км/ч. |
Для удержания машины от перемещения используют рабочий и стояночный тормоза, зафиксированные в их рабочем положении, при необходимости заклинивают колеса в корпусе машины или применяют тормозную ленту между колесами и платформой. Один конец ленты, огибая колесо, закрепляют на корпусе, что не позволяет машине двигаться по платформе.
Допускается применение клиньев или колодок под колесами: для диаметра колеса до 250 мм - высота клина или колодки 25 мм, для диаметра колеса св. 250 мм - высота клина или колодки 0,1 диаметра колеса.
5.9.3 Вертикальное положение грузоподъемника проверяют отвесом. При этом проекции груза на горизонтальную платформу с высоты 300 мм и с максимальной высоты должны совпадать. Отклонения, являющиеся следствием деформации, устраняют наклоном или перемещением грузоподъемника.
5.9.4 Масса испытательного груза и положение его центра тяжести должны соответствовать значениям, указанным в технических условиях на машины конкретного типа.
5.9.5 Машину считают устойчивой, если она не опрокидывается при прохождении всех видов испытаний.
При необходимости определяют фактический угол статической устойчивости, равный наклону платформы, при котором начинается отрыв от опорной поверхности хотя бы одного колеса.
Допускается при испытаниях на поперечную устойчивость потеря контакта одного из колес с испытательной платформой и касание элементов конструкции машины с испытательной платформой.