Статус документа
Статус документа

СП 35-104-2001 Здания и помещения с местами труда для инвалидов

3 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ МЕСТ ПРИЛОЖЕНИЯ ТРУДА ИНВАЛИДОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ТЕРРИТОРИИ

3.1 Территория предприятия (учреждения) должна быть доступна для инвалидов всех категорий, так как невозможно предусмотреть, инвалиды какой нозологии будут трудоустроены, какой контингент будет проживать в близлежащих жилых районах.

3.2 Для обеспечения доступности территории предприятия (учреждения) ее генеральный план должен формироваться в комплексе с прилегающей территорией города, поселка или другой территориальной единицы, в которую входит данное предприятие или учреждение. При этом должны быть предусмотрены элементы, обеспечивающие связь мест проживания инвалидов с местами приложения их труда. К ним относятся: стоянки личного транспорта инвалидов, специально оборудованные остановки общественного транспорта (если это предусматривается в задании на проектирование), контрольно-пропускные пункты, оборудование которых обеспечивает проезд кресел-колясок.

На крупных предприятиях для обеспечения наиболее коротких связей возможно устройство дополнительных контрольно-пропускных пунктов и остановок общественного транспорта, рассредоточенных вдоль границы территории, а также размещение стоянок личного автотранспорта инвалидов непосредственно на территории предприятия вблизи цехов, где предусмотрены рабочие места для инвалидов (рисунок 1).

3.3 Остановки общественного транспорта и стоянки личного автотранспорта инвалидов должны размещаться не далее 50 м от контрольно-пропускных пунктов. На крупных и реконструируемых предприятиях, где расстояния от автостоянок общего пользования превышают лимитируемые 50 м до проходных, а от проходных пунктов до входов в здания, где расположены рабочие места инвалидов, в сумме превышают 300 м, автостоянки для инвалидов следует делать обособленными и размещать их в производственной зоне предприятия рассредоточенно, вблизи входов в бытовые корпуса. В этих случаях в планировке контрольно-пропускных пунктов или проходных предусматривают возможность пропуска личного автотранспорта инвалидов на заводскую территорию.

3.4 Количество мест на автостоянке для работающих инвалидов (без учета инвалидов-посетителей) определяется в каждом конкретном случае в зависимости от принятой на данном предприятии (учреждении) квоты рабочих мест для инвалидов, но не менее одного места при общем количестве мест на стоянке до 100.

3.5 Контрольно-пропускные пункты, оборудованные турникетами, должны иметь проезды для инвалидных колясок шириной не менее 1,2 м. На пути передвижения инвалидов со сниженным интеллектом, слепых и слабовидящих устройство турникетов-вертушек нежелательно (рисунок 2).

3.6 Планировка территории предприятия (учреждения) и ее оборудование должны обеспечивать (рисунок 3):

минимальную протяженность пешеходных путей передвижения;

безопасность передвижения по территории;

отсутствие элементов, создающих препятствия на путях передвижения инвалидов.

3.7 Планировка территории предприятия, на котором предполагается трудоустройство слабовидящих или слепых инвалидов, должна быть предельно простой для удобства ее запоминания и ориентации в пространстве, пешеходные и транспортные пути спроектированы по прямоугольной схеме.

3.8 На заводской территории не допускается пересечение пешеходных путей инвалидов, пользующихся для передвижения креслами-колясками, слабовидящих и слепых инвалидов с грузовыми потоками. На крупных предприятиях, где на таких пересечениях предусмотрены подземные переходы, последние целесообразно оборудовать пандусами и перилами.

3.9 Уклоны и габариты пешеходных дорожек, тротуаров и пандусов на путях передвижения инвалидов, а также пересечения этих путей с внутризаводскими проездами должны обеспечивать безопасное передвижение инвалидов на креслах-колясках.

Участки пешеходных дорожек и тротуаров, примыкающие к местам их пересечения с проездами, целесообразно выполнять с фактурной поверхностью покрытия, отличной от других участков дорожки или тротуара.

ОБОРУДОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ

3.10 Все предметы, которые могут явиться препятствием на путях движения инвалидов, например, деревья, осветительные столбы и т.п., целесообразно огородить. Основные пути передвижения инвалидов по территории желательно оборудовать направляющими поручнями (для слепых и слабовидящих), а при их протяженности, превышающей 100 м, - площадкой для кратковременного отдыха.

3.11 Осветительные устройства на путях движения рекомендуется устанавливать по одной стороне дороги. Освещенность поверхности путей движения в темное время суток должна быть не менее 20 лк при лампах накаливания и не менее 40 лк - при люминесцентных лампах.

3.12 Территория предприятия или учреждения должна быть обеспечена системой ориентиров и информации, разработанной в каждом конкретном случае в зависимости от контингента работающих инвалидов, устанавливаемого местными органами социальной защиты населения в задании на проектирование.

Визуальная информация должна обеспечивать ориентацию инвалида и предупреждение о возможных источниках опасности и препятствиях. Она должна давать по возможности полную информацию по всему комплексу производственной деятельности, социальному и культурно-бытовому обслуживанию.

На предзаводской территории и в распределительной (общественной) зоне учреждения целесообразно установить знаки (символ, эмблему, наименование учреждения или предприятия и т.п.), обозначающие вход (входы) на территорию предприятия.

Специальными знаками или символами могут быть обозначены: повседневно или периодически посещаемые инвалидами здания, сооружения и места отдыха на территории, пересечения пешеходных путей с проездами, входы на территорию, в отдельные цехи и здания.

В необходимых случаях визуальная информация может дублироваться звуковой в виде отдельных звуковых маяков или при помощи радиофикации всей территории.

Пути пешеходного движения при трудоустройстве слепых и слабовидящих рекомендуется оснащать элементами тактильной информации, размещаемыми на направляющих поручнях, при входах в здания и отдельные цехи, на пересечениях путей движения.

3.13 При устройстве на территории предприятия (учреждения) площадок для активного отдыха и занятий спортом их целесообразно группировать в едином комплексе. Устройство специальных площадок для занятий спортом должно обеспечивать безопасность занятий, а для инвалидов с недостатками зрения - возможность ориентироваться в пространстве.

Площадки для пассивного отдыха целесообразно рассредоточить, приближая их к входам в здания, где имеются рабочие места инвалидов.

3.14 При проектировании благоустройства территории учреждения и предприятия следует учитывать, что у инвалидов определенных нозологий утраченные или ограниченные функции одних органов часто компенсируются обострением чувствительности других. Например, у слепого обостряются чувства обоняния и осязания. В связи с этим целесообразно окружающую среду проектировать достаточно разнообразной по ее цветовым, световым, фактурным, слуховым и даже обонятельным качествам. Поэтому при озеленении мест пассивного отдыха на открытом воздухе рекомендуется использовать сильно пахнущие растения, что позволит слепым и слабовидящим работникам не только получать эстетическое удовольствие, но и ориентироваться на территории при выборе места отдыха.

3.15 Элементы благоустройства и различные малые формы на территории должны быть достаточно динамичными, легко демонтируемыми и заменяемыми, что позволит в процессе эксплуатации предприятия формировать благоустройство территории с учетом изменчивости контингента трудоустраиваемых инвалидов. Кроме того, в проекте невозможно предусмотреть все особенности восприятия окружающей среды людьми с психофизиологическими изменениями организма.