Применение в качестве национального стандарта РФ прекращено
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


ГОСТ 26953-86

Группа С02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ТЕХНИКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ МОБИЛЬНАЯ

Методы определения воздействия движителей на почву

Agricultural mobile machinery.
Methods for determining force produced by propelling agents on soil



ОКСТУ 4702

Дата введения 1987-01-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным агропромышленным комитетом СССР

ИСПОЛНИТЕЛИ

Никифоров А.Н., Поляк А.Я., Русанов В.А., Садовников А.Н., Небогин И.С., Джура П.Н., Лобко П.И., Опенышев М.Е., Щельцын Н.А., Кутин Л.Н., Уткин-Любовцов О.Л., Любашин Г.Я. Овсянников А.А., Шишов Л.Л., Бондарев А.Г., Сапожников П.М., Сорочкин В.М., Усков И.Б., Судаков А.В., Охитин А.А.

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 14.07.86 N 2108

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, подпункта перечисления, приложения

ГОСТ 23734-79

1.1, 1.3, 1.4

ГОСТ 7057-81

1.2

ГОСТ 20915-75

3.3.1

ГОСТ 7463-80

2.2.4



Настоящий стандарт распространяется на мобильную сельскохозяйственную технику - тракторы, комбайны, транспортные средства, сельскохозяйственные машины и другие виды техники, имеющие собственные движители, используемые на полях, лугах и пастбищах, и устанавливает методы определения среднего и максимального давления движителей на почву.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Расстояние между осями колес, горизонтальные координаты осей опорных катков и направляющего колеса относительно оси ведущего колеса каждого единичного гусеничного движителя и вертикальные координаты осей крайних опорных катков относительно осей ведущего и направляющего колес, размер колей по каждой оси колесного движителя и колеи гусеничного движителя, массу, создающую статическую нагрузку на почву единичным колесным и гусеничным движителем, продольную координату центра тяжести испытуемой техники определяют по ГОСТ 23734-79*.

________________

* Действует ГОСТ 23734-98, здесь и далее по тексту. - Примечание "КОДЕКС".

1.2. Допускаемые погрешности определения измеряемых величин - по ГОСТ 7057-81*.

________________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 7057-2001, здесь и далее по тексту. - Примечание "КОДЕКС".

1.3. Площадка, на которую устанавливают технику для определения ее линейных размеров, - по ГОСТ 23734-79.

1.4. Весовое устройство и площадка, на которой оно установлено, - по ГОСТ 23734-79. Отклонение от плоскостности поверхностей весового устройства и площадки в пределах габарита по длине и ширине техники при ее установке на платформу весов и площадку одновременно не должно быть более 10 мм.

2. МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ
КОЛЕСНОГО ДВИЖИТЕЛЯ НА ПОЧВУ

2.1. Подготовка к измерениям

Комплектуют и полностью загружают технику в соответствии с видом выполняемых работ и инструкцией по эксплуатации. В шинах движителя устанавливают заданное давление.

Нагрузку на испытуемую технику, создаваемую массой агрегатируемой машины, находящейся в рабочем положении при ее наибольшей эксплуатационной массе, допускается имитировать дополнительным грузом.

2.2. Проведение измерения

2.2.1. Массу каждого единичного колесного движителя, создающего статическую нагрузку на почву, определяют на весах при комплектации и загрузке техники (п.2.1), при этом колеса должны быть расторможены и кинематически отсоединены от двигателя.

2.2.2. Колесную технику взвешивают в следующем порядке:

после заезда на платформу весов:

все колеса первой оси,

все колеса второй оси,

и т.д. до последней оси;

при съезде с платформы весов на площадку - все колеса осей в обратной последовательности.

В указанной последовательности технику устанавливают на платформу весов и взвешивают также колесами одной стороны, а затем другой стороны.

В каждом случае измерения следует повторить в обратном порядке, установив технику в противоположном направлении.

Массы, создающие нагрузку, допускается определять для каждого единичного движителя в отдельности взвешиванием на секционных весах при последующем взвешивании техники в целом.

2.2.3. Допускаемое расхождение результатов определения масс при установке техники на весы колесами одной и той же оси, а также между суммой составляющих и массой техники в целом не должно выходить за пределы погрешности, указанной в п.1.2.

2.2.4. Площадь контакта шины колеса с почвой () в м, приведенную к условиям работы на почвенном основании, вычисляют по формуле

,


где - контурная площадь контакта протектора шины, м; определяют на жестком основании по ГОСТ 7057-81. При этом за ширину отпечатка в метрах принимают наибольший размер отпечатка в плоскости, перпендикулярной направлению вращения колеса;

- коэффициент, зависящий от наружного диаметра шины колеса (таблица).

Наружный диаметр шины, мм


До 600 включ.

1,60

Св. 600 до  800 включ.

1,40

 "    800   "  1000     "

1,30

 "  1000   "  1200     "

1,20

 "  1200   "  1500     "

1,15

 "  1500

1,10



Наружный диаметр шины колеса определяют по ГОСТ 7463-80*.

_________________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 7463-2003. - Примечание "КОДЕКС".

2.3. Максимальное давление колесного движителя на почву () в килопаскалях вычисляют по формуле

,


где - среднее давление колесного движителя на почву, кПа;

;


- масса, создающая статическую нагрузку на почву единичным колесным движителем, кг;

- ускорение свободного падения, м/с;

1,5 - коэффициент продольной неравномерности распределения давления по площади контакта шины.

Для новых высокоэластичных шин может быть уточнен при определении по методике, согласованной, с представителями потребителя, заказчика и разработчика шин.

3. МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ
 ГУСЕНИЧНОГО ДВИЖИТЕЛЯ НА ПОЧВУ

3.1. Сущность метода

Метод заключается в определении осевой эпюры нормальных напряжений на глубине 0,2 м песчаного опорного основания, коэффициента продольной неравномерности их распределения и расчете максимального давления гусеничного движителя на почву.

3.2. Аппаратура

Датчики давления типа М-70 (конструкции ЦНИИСК им. Кучеренко) с пределом измерений до 250 кПа.

Преобразователь сигналов тензорезисторных датчиков класса 1-го и регистрирующий прибор, обеспечивающий общую погрешность измерений не более 3% от максимального значения градуировки.

Манометр образцовый типа МО-6 класса 0,35 с пределом измерений до 300 кПа.

3.3. Подготовка к измерениям

3.3.1. Готовят песчаное опорное основание в грунтовом котловане длиной не менее трех габаритов техники по ее длине, шириной не менее двух габаритов техники по ее ширине и глубиной не менее 0,6 м.

Влажность грунта в основании котлована в слое 0-10 см не более 0,5 НВ (НВ - наименьшая влагоемкость почвы).

Котлован заполняют песком с влажностью не более 3% (по массе), содержащим частицы размерами:

     от  0,06  до 1,5 мм - не менее 80%;

      "   0,002  "  0,06 мм - не более 10%;

     до  0,002 мм - не более 10%.


Влажность песка определяют по ГОСТ 20915-75.

Песок в котловане укладывают слоями высотой 7-10 см и укатывают каждый слой колесной машиной, имеющей нагрузку на каждое колесо одной из осей не менее 25 кН. При укатывании устанавливают максимально допустимое давление воздуха в шинах.

3.3.2. В подготовленном песчаном опорном основании отрывают траншею глубиной (21±1) см и шириной не менее двойной ширины гусеницы на расстоянии не менее тройной ширины гусеницы испытываемой техники от каждого бокового края песчаного опорного основания.

На дно траншеи по ее продольной оси устанавливают не менее четырех датчиков давлений. Первый и последний датчики устанавливают на расстоянии не менее одного габарита техники соответственно от начала и конца песчаного опорного основания.

Расстояние между соседними датчиками давлений () в метрах вычисляют по формуле