4.1 К коммуникационным путям и пространствам относятся:
- входы и выходы;
- вестибюльные группы;
- зоны и помещения, предназначенные главным образом для пешеходного движения;
- части функциональных и рекреационных зон, содержащие пути движения пешеходов;
- вертикальные средства передвижения с помещениями и площадками перед ними;
- лестницы и пандусы с поворотными и разворотными площадками.
Коммуникационные пути и пространства, обеспечивающие непрерывность связей между входами, местами обслуживания и отдыха и выходами, должны быть:
доступными для различных категорий пользователей;
безопасными для движения и отдыха в процессе движения;
оборудованы для облегчения движения, получения своевременной информации, попутного отдыха или ожидания;
по возможности короткими, геометрически простыми.
Графическое выражение требований к коммуникациям и их элементам дано в части 2 на рисунках 2.5-2.30 данного Свода правил.
4.2 При проектировании входных узлов следует учитывать требования таблицы 4.1.
Таблица 4.1 - Требования к входным узлам
Объект | Требования по критериям | |||
доступности | безопасности | информативности | комфортности | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 Входы в целом | 2.1 "Б" - устройство входов в одном уровне с подходами. | 3.1 "Б" - подсветка лестниц и пандусов в темное время суток. | 4.1 Выделение архитектурными средствами иерархии входов, если это не противоречит концепции проекта. | 5.1 Устройство мест отдыха перед входом и после него. |
2 Входные площадки и портики | 2.3 Выделение и оборудование полос движения пешеходов и инвалидов на креслах-колясках на транспортно-пешеходных пандусах. | 3.3 Разделение в зонах входов, на пандусах, площадках, в портиках потоков движущихся пешеходов и инвалидов на креслах-колясках и механических колясках. | 4.4 Устройство перед входом на расстоянии 0,9 м предупредительных знаков или разметки, тактильных и акустических указателей (в том числе рифленых покрытий площадок и полов). | 5.4 Размещение при входах элементов благоустройства и средств связи с администрацией. |
3 Тамбуры | 2.8 Ширина тамбура должна быть не менее ширины полосы пешеходного движения. | 3.7 Отсутствие в тамбурах, а также на расстоянии не менее 1,5 м от них ступеней. | 4.7 Применение прозрачных панелей из противоударного стекла в дверях. Низ панели не выше 0,9 м от пола. | 5.8 Осевая организация движения. |
4.3 При отсутствии (в условиях сложившейся застройки) реальных возможностей для достижения нормативных параметров ширины пешеходных путей на участке следует предусматривать устройство через каждые 60-100 м такого пути горизонтальные площадки размером не менее 1,6х1,6 м для обеспечения возможности разъезда инвалидов на креслах-колясках.
4.4 При перепаде высот на путях движения и при входе в здание следует создавать равные условия доступности и комфорта для всех групп людей. При этом необходимо принимать во внимание, что для людей на креслах-колясках, с детскими колясками и ручными тележками удобно пользоваться пандусами, для людей с недостатками зрения и некоторых групп МГН предпочтительна лестница, а для немощных, беременных, людей с костылями наиболее удобны подъемники.
4.5 Подъемники для лиц с нарушением здоровья рекомендуется устраивать параллельно маршам сбоку или в промежутках между маршами.
4.6 В местах примыкания горизонтальных путей движения к открытым лестницам и пандусам рекомендуется устраивать площадки, аналогичные по размерам поворотным площадкам лестниц и пандусов.
4.7 Габариты внутренних тамбуров (тамбур-шлюзов) должны соответствовать требованиям к входным тамбурам (см. таблицу 4.1).
4.8 При реконструкции зданий допускается проектировать винтовые пандусы, внутренний минимальный радиус которых с учетом полного поворота кресла-коляски рассчитывается согласно графику на рисунке 1.
Рисунок 1 - Зависимость величины уклона винтового пандуса от его внутреннего радиуса
4.9 Допускается объединение коммуникационных путей с зонами обслуживания и отдыха в общих пространствах, в том числе пассажах, атриумах. В этих случаях рекомендуется места обслуживания МГН размещать не выше второго уровня (этажа).