3.1 При проектировании участка здания или комплекса следует соблюдать непрерывность пешеходных и транспортных путей, обеспечивающих доступ инвалидов и маломобильных лиц в здания. Эти пути должны стыковаться с внешними по отношению к участку коммуникациями и остановками городского транспорта.
Ограждения участков должны обеспечивать возможность опорного движения МГН через проходы и вдоль них.
При расположении зданий, сооружений и комплексов в глубине участка следует стремиться к сокращению пути от наиболее вероятного входа на участок до входа в здание или сооружение, доступного для маломобильных посетителей.
При адаптации существующих зданий к потребностям МГН в первую очередь следует создавать доступные пешеходные пути в пределах земельных участков, прилегающих к зданиям. Эти работы следует совмещать с мероприятиями по ремонту покрытий путей движения, что практически не потребует дополнительных материальных затрат.
3.2 Требования к элементам участков зданий, доступных для маломобильных людей, приведены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 - Требования к участкам и их элементам
Объект | Требования по критериям | |||
доступности | безопасности | информативности | комфортности | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 Ограждения участка | 3.1 Отсутствие выступающих элементов у ограждений на опасной высоте. | 4.1 Обеспечение возможности ориентироваться через ограждение. | 5.1 Устройство встроенных или пристроенных мест отдыха. | |
2 Входы и въезды на участок | 4.3 Архитектурное и световое (в темное время суток) выявление проходов | 5.3 Наличие маркировки, разметки проходов | ||
3 Пешеходные пути движения | 2.1 Устройство поворотных и разворотных площадок, в том числе в тупиковых элементах путей пешеходного движения | 3.3 Съезды не должны выступать на проезжую часть. | 4.4 Выделение пешеходных путей на покрытии с помощью знаков и указателей, предупредительных надписей с размером символа по высоте не менее 0,5 м, рифления, изменения фактуры покрытия. | 5.4 Наличие мест отдыха вблизи пересечений путей движения, перед входом в здание и выходом с участка. |
4 Стоянки личного автотранспорта инвалидов | 3.6 Приближение к пешеходным коммуникациям без пересечения с транспортным движением. | 4.6 Устройство средств местной связи между стоянкой и администрацией общественных зданий для вызова обслуживающего персонала | 5.6 Создание на автостоянке мест хранения для проката различных видов средств передвижения, а также технических средств реабилитации для инвалидов и маломобильных лиц. | |
5 Озеленение | 2.2 Граница озелененных эксплуатируемых площадок, примыкающая к путям пешеходного движения не должна иметь перепада высот, бордюров, бортовых камней высотой более 4 см. | 3.8 Отсутствие озеленения, закрывающего обзор для оценки ситуации на перекрестках, опасных участках. | 4.7 Использование приемов ландшафтной архитектуры для выявления путей пешеходного движения, мест отдыха, мест сопутствующего обслуживания. | 5.8 Создание озелененных зон отдыха с применением пород, обеспечивающих оздоровительный эффект. |
6 Элементы благоустройства, малые формы, реклама | 2.4 Применение элементов благоустройства, позволяющих использовать их с высоты кресла-коляски. | 3.11 Отсутствие в информации для инвалидов, надписей и символов, | 4.10 Подсветка или световая маркировка мест размещения элементов благоустройства, входов в беседки, павильоны, парковые сооружения в темное время суток. | 5.10 Расположение элементов благоустройства смежно с путями пешеходного движения. |
7 Специализи- | 3.13 Размещение и оборудование мест обслуживания на участке аналогичны по требованиям безопасности местам обслуживания в зданиях и сооружениях | 4.12 Применение архитектурных, в том числе ландшафтно-архитектурных, приемов для выявления назначения и входов на площадки, а также зоны обслуживания | 5.13 Соединение подходов к площадкам кратчайшими путями движения. | |
8 Площадки и места отдыха | 2.6 Размещение смежно вне габаритов путей движения мест отдыха и ожидания | 4.13 Информационное обеспечение мест отдыха | 5.15 Применение теневых навесов, тентов для защиты от перегрева и осадков. |
3.3 При размещении зданий и сооружений на участке, как правило, следует:
- разделять по возможности пешеходные и транспортные потоки на участке;
- обеспечивать удобные пути движения ко всем функциональным зонам и площадкам участка, а также входам, элементам благоустройства и внешнего инженерного оборудования, доступные МГН;
- обеспечивать, по возможности, крытыми кратчайшими переходами связь между входами в здания комплекса, образованного отдельно стоящими на едином участке объектами.
3.4 При пересечении пешеходных путей транспортными средствами у входных узлов зданий или входов на участок следует проектировать элементы заблаговременного предупреждения мест пересечения с соблюдением мер безопасности движения, вплоть до его регулирования.
Тактильные средства предупреждающей информации и сигнализации следует размещать не ближе 0,8 м от зоны изменения пути.
3.5 При совмещении на участке путей движения посетителей с проездами для транспорта рекомендуется делать ограничительную (латеральную) разметку пешеходных путей на дорогах в соответствии с требованиями Правил дорожного движения. Ширина полос движения должна обеспечивать безопасное расхождение людей, в том числе использующих технические средства реабилитации, с автотранспортом. Полосу движения инвалидов на креслах-колясках и механических колясках рекомендуется выделять с левой стороны на полосе пешеходного движения на участке, пешеходных дорогах, аллеях.
Линии разметки путей для лиц с нарушениями зрения следует выполнять с использованием рифленой поверхности и с дублированием цветом и в соответствии с приложением 2 Правил дорожного движения Российской Федерации.
3.6 При организации на участке подъезда транспортных средств непосредственно к входу на входных площадках и в портиках рекомендуется предусматривать:
а) в учреждениях с формой обслуживания по варианту "А":
- возможность одновременных прохода пешеходов и посадки или высадки пассажиров:
- места на горизонтальной части входной площадки или портика, достаточные для остановки транспортного средства, пропускающего пешеходные потоки;
- разметку пешеходных и транспортных путей на пандусах и площадке;
б) в учреждениях с формой организации обслуживания по варианту "Б" (дополнительно к указанным для варианта "А"):
- создание оборудованного подхода для инвалидов, не пересекающегося с транспортными путями;
- при наличии нескольких лестниц (или лестниц, охватывающих площадку с нескольких сторон) как минимум одна оборудуется для МГН.
3.7 В портиках и на крытых площадках высота проходов от поверхности пешеходного пути до низа конструкции или низа любых подвесных элементов в свету должна быть не менее 2,5 м, а проездов - 4,5 м. При этом транспортные пандусы и проезды должны иметь сквозной проезд или разворотные площадки для эвакуации транспортных средств.
3.8 На участках перед входами в общественные здания районного или муниципального значения рекомендуется создавать озелененные и благоустроенные площадки для отдыха, оборудованные навесами, скамьями, телефонами-автоматами, указателями, светильниками, сигнализацией и т.п.
На земельных участках предприятий питания и торговли целесообразно организовать зону общего пользования с местами кратковременного отдыха МГН, оборудуя эти зоны информационными и рекламными устройствами.