1.1. Системы сигнализации и защиты в зависимости от выполняемых функций подразделяют на следующие типы:
САСЗН - система аварийной сигнализации и неотключаемой защиты;
САСЗО - система аварийной сигнализации и отключаемой защиты;
СПАСЗН - система аварийно-предупредительной сигнализации и неотключаемой защиты;
СПАСЗО - система аварийно-предупредительной сигнализации и отключаемой защиты.
1.2. Энергия питания систем сигнализации и защиты - механическая, электрическая, пневматическая, гидравлическая и т.д.
Конкретный вид энергии питания или их сочетание устанавливают в стандартах и технических условиях на двигатели конкретных типов.
1.3. Системы сигнализации и защиты типов САСЗН и САСЗО контролируют аварийные значения параметров двигателей, по достижении которых осуществляют аварийную сигнализацию и аварийную защиту (остановку) двигателей.
Системы сигнализации и защиты типов СПАСЗО и СПАСЗН, помимо аварийных значений, контролируют предупредительные значения параметров двигателей, по достижении которых осуществляют предупредительную сигнализацию и, при необходимости, предаварийную защиту (изменение режима работы двигателей без их останова), если она предусмотрена в конструкции двигателей.
Системы сигнализации и защиты типов САСЗО и СПАСЗО оборудуют или в них предусматривают возможность подсоединения специального органа управления для отключения защиты в экстренных (аварийных) случаях.
1.4. Системы сигнализации и защиты всех типов должны контролировать аварийные значения следующих основных параметров двигателей:
давление смазочного масла на входе в двигатель - двигателей всех назначений;
частота вращения коленчатого вала - двигателей мощностью 30 кВт и более;
температура охлаждающей жидкости на выходе из двигателя - двигателей с жидкостным охлаждением;
температура смазочного масла на выходе из двигателя и (или) по согласованию изготовителя с потребителем на входе в двигатель - для двигателей всех назначений.
Примечание. Перечень основных параметров допускается уточнять и дополнять в стандартах и технических условиях на двигатели конкретного типа.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.5. Системы сигнализации и защиты типа СПАСЗО всех двигателей должны контролировать предупредительные значения основных параметров, указанных в п.1.4 (исключая частоту вращения), и дополнительных параметров, установленных в стандартах и технических условиях на двигатели конкретного типа.
1.6. Системы сигнализации и защиты двигателей, автоматизированных по 2-й степени ГОСТ 14228, помимо параметров, указанных в пп.1.4 и 1.5, должны контролировать параметры, характеризующие аварийные и (или) предаварийные состояния систем управления, в том числе невыполнение автоматизированных операций пуска и (или) останова двигателей.
1.7. Системы сигнализации и защиты двигателей, автоматизированных по 3-й степени ГОСТ 14228, помимо параметров, указанных в пп.1.4-1.6, должны контролировать параметры, характеризующие аварийные и (или) предаварийные состояния систем и агрегатов, обеспечивающих автоматизированное или автоматическое обслуживание двигателей.
1.8. Системы сигнализации и защиты двигателей, автоматизированных по 4-й степени ГОСТ 14228, помимо параметров, указанных в пп.1.4-1.6 или 1.4-1.7, должны контролировать параметры, характеризующие аварийные и (или) предаварийные состояния систем централизованного управления и контроля, а также систем автоматизированного или автоматического технического диагностирования основных частей или узлов двигателей.
1.9. Предупредительные и аварийные значения контролируемых параметров, по достижении которых осуществляется сигнализация и защита (предаварийная защита), должны соответствовать указанным в таблице предельным отклонениям этих параметров.
Конкретные предупредительные и аварийные значения параметров должны быть указаны в техническом описании и инструкции по эксплуатации двигателей.
Наименование | Предельное отклонение контролируемого параметра, %, не более | |
Предупре- дительное значение | Аварийное значение | |
Минимальное давление смазочного масла, охлаждающей жидкости, топлива | -25 | -50 |
Минимальный уровень смазочного масла, охлаждающей жидкости, топлива | -25 | -50 |
Максимальная температура смазочного масла, охлаждающей жидкости, топлива, подшипников, головок цилиндров, выпускных газов* | +10 | +20 |
Максимальное давление газов в картере | +15 | +25 |
Номинальная частота вращения коленчатого вала | - | +20 |
_______________
* В градусах Цельсия.
1.10. Условное обозначение систем сигнализации и защиты в технических условиях на двигатели должно состоять из слова "система", обозначения типа системы (п.1.1) и обозначения настоящего стандарта.