В данном разделе речь идет о двух местах отбора проб: 3.1 - на рынке и 3.2 - у изготовителя или оптовика.
Примечание 2 - Если торговая единица не состоит из упаковки, содержащей 20 сигарет, то количество торговых единиц при отборе проб следует изменить с учетом требуемого количества сигарет.
3.1 Проведение отбора проб на рынке
3.1.1 Выбор места закупки
Необходимое количество мгновенных выборок и количество закупаемых марок сигарет зависят от цели испытаний и описаны более подробно в А.2 (приложение А).
3.1.2 Выбор места отбора проб
Мгновенные выборки каждой марки должны закупаться в различных местах отбора проб, расположенных в пределах одного места закупки.
Выбранные точки отбора проб, по возможности, должны быть представительными для различных мест розничной торговли сигаретами в данном районе отбора проб.
Примечание 3 - Представительность выборки обеспечивается за счет выбора различных типов точек отбора проб для каждой схемы отбора (например, торговые автоматы, супермаркеты, магазины розничной торговли табаком).
Каждый тип точки отбора проб определяется по принципу случайности с распределением по всему месту закупки. В совокупности проба каждого типа точки отбора проб должна быть частью объединенной выборки (это является квотой каждого типа точки отбора проб).
Отбор проб допускается проводить в точке отбора проб другого типа только в том случае, когда две попытки отбора проб в выбранном типе точки отбора проб не имели успеха.
3.1.3 Структура объединенной выборки
Объединенная выборка является суммой мгновенных выборок. Чтобы получить представительную лабораторную пробу, предпочтительно составить ее преимущественно и непосредственно из мгновенных выборок по 2.3. Это особенно важно для обеспечения равноценных лабораторных проб, если испытания должны проводиться в разных лабораториях.
3.1.4 Структура лабораторной пробы
3.1.4.1 Если для различных испытаний необходимы сигареты одного и того же наименования (марки) и с одинаковыми характеристиками, то в этом случае следует иметь достаточное количество торговых единиц каждой точки отбора проб.
Если испытания должны проводить разные лаборатории, то в каждой лабораторной пробе должно находиться одинаковое количество торговых единиц каждой точки отбора проб.
3.1.4.2 Каждая лабораторная проба должна, как минимум, сопровождаться следующей информацией:
- наименование сигарет и их характеристики;
- дата отбора проб;
- место закупки;
- метод отбора проб (если необходимо);
- точка отбора проб (адрес магазина);
- место назначения (например, лаборатория, в которую посылаются пробы);
- надпись на упаковке (если имеется);
- надпись на пачке о содержании компонентов в дыме (если имеются);
- обозначение партии изготовителя (если имеется).
3.1.4.3 Сигареты в объединенную выборку должны отбираться за возможно короткое время. Это время не должно превышать 14 дней.
3.1.4.4 Все пробы должны быть упакованы с целью защиты от механических повреждений, изменений влажности, температуры и т.д. и немедленно отправлены в лабораторию или лаборатории.