ГОСТ 27247-87
(ИСО 7464-83)
Группа Г45
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
МАШИНЫ ЗЕМЛЕРОЙНЫЕ
Метод определения тяговой характеристики
Earth-moving machinery. Method of test for the measurement of drawbar pull
ОКП 48 1000
Срок действия с 1988-01-01
до 1993-01-01
1. ВНЕСЕН Министерством строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР
2. Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 30.03.87 N 1025 введен в действие государственный стандарт СССР ГОСТ 27247-87, в качестве которого непосредственно применен международный стандарт ИСО 7464-82*, с 01.01.88
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Настоящий стандарт устанавливает метод определения тяговой характеристики самоходных землеройных машин, в том числе агрегатированных, с навесным или прицепным рабочим оборудованием с грузом и без него.
Метод предусматривает определение зависимости от скорости движения для тягового усилия, тяговой мощности и буксования колес или гусениц (черт.1).
Настоящий стандарт распространяется на все типы самоходных землеройных машин (далее - машин) кроме экскаваторов.
В настоящем стандарте применяют следующие термины.
3.1. Точка прицепа - часть машины, к которой крепится динамометрическая тележка.
3.2. Тяговое усилие - горизонтальная сила тяги, развиваемая в точке прицепа, выраженная в килоньютонах.
3.3. Тяговая мощность - мощность, передаваемая через точку прицепа, выраженная в киловаттах. Ее вычисляют как произведение скорости движения в метрах в секунду на тяговое усилие в килоньютонах.
3.4. Скорость движения - фактическая скорость движения машины, выраженная в метрах в секунду или километрах в час.
3.5. Номинальная частота вращения двигателя - частота вращения коленчатого вала (об/мин), при которой согласно документации изготовителя двигатель должен развивать номинальную мощность.
3.6. Максимальная частота вращения холостого хода - частота вращения коленчатого вала при работе двигателя без нагрузки при полностью открытой дроссельной заслонке, выраженная в оборотах в минуту.
3.7. Время опыта - время, необходимое для преодоления измеряемого участка, или время одного заезда, выраженное в секундах.
3.8. Длина измеряемого участка - расстояние, проходимое машиной за время опыта, выраженное в метрах.
3.9. Буксование колес или гусениц - разность чисел оборотов ведущих колес под нагрузкой и без нагрузки при прохождении одного и того же пути, выраженная в процентах от числа оборотов колес под нагрузкой.
3.10. Динамометрическая тележка - устройство, которое может создавать регулируемую постоянную нагрузку на машину, проходящую испытания. Тележка должна быть снабжена аппаратурой для измерения тягового усилия, фактически пройденного пути, числа оборотов ведущих колес, частоты вращения выходного вала двигателя и времени испытательного заезда.
3.11. Масса машины - масса машины при испытаниях. Включает массу оператора, заправку топливного бака и заправку всех резервуаров для рабочих жидкостей до требуемого уровня. Выражается в килограммах.
3.12. Давление в шинах - внутреннее давление воздуха в шинах машины, проходящей испытания, выражаемое в килопаскалях.
3.13. Обороты ведущих колес - число оборотов, которые совершают ведущие колеса или звездочки при прохождении испытательного участка данной длины или за время опыта.
3.14. Температура окружающего воздуха и относительная влажность - показания влажного и сухого термометров, психрометров, регистрируется в процессе испытаний, в градусах Цельсия.
3.15. Барометрическое давление - давление, измеряемое в процессе испытаний, в килопаскалях.
Испытательная площадка представляет собой прямолинейный участок с горизонтальной поверхностью, обеспечивающей необходимый коэффициент сцепления при минимальном сопротивлении качению.
4.1. Рекомендуемая минимальная длина
Рекомендуется устанавливать длину измеряемого участка не менее 100 м с подъездными путями такой длины, чтобы до выезда на измеряемый участок можно было стабилизировать скорость движения и нагрузку. С обоих концов площадки следует предусматривать зоны разворота таких размеров, чтобы на них легко разворачивалось испытательное оборудование (см. черт.2).
4.2. Уклон
Уклон площадки должен быть менее 0,5%. Если испытания проводят на площадке с уклоном более 0,5%, то заезды следует повторять в обоих направлениях с усреднением полученных результатов.
Уклон поперечного профиля от оси площадки к обочинам должен быть менее 3%.
4.3. Покрытие
4.3.1. Пневмоколесные машины
Ниже перечислены рекомендуемые типы покрытий площадки для испытаний пневмоколесных машин (первым назван более предпочтительный тип покрытия).
4.3.1.1. Бетонное покрытие
Покрытие должно быть сухим, чистым и равномерно шероховатым, с минимальным числом температурных швов. Материал, заполняющий швы, должен быть уложен заподлицо с поверхностью или ниже ее уровня.
4.3.1.2. Битумное покрытие
Покрытие из асфальта или асфальтобетона.
4.3.2. Гусеничные машины и машины со стальными колесами
Для гусеничных машин и машин со стальными колесами испытательные площадки с грунтовым покрытием должны быть хорошо укатаны и тщательно подметены. Для этого необходимо, чтобы грунт при надлежащем увлажнении и уплотнении становился связным. Для подготовки площадки применяют кирковщики, поливальные машины, планировочную и уплотнительную технику.
4.3.3. Другие типы покрытий
Допускается проводить испытания на любом другом типе покрытия, если этого требуют специальные условия испытаний. Характер покрытия должен быть указан в протоколе испытаний.
(примерный комплект показан на черт.2)
5.1. Динамометрическая тележка или буксируемый груз, позволяющие поддерживать в заданных пределах либо:
а) частоту вращения двигателя, выходного вала бесступенчато регулируемой трансмиссии или ведущих колес машины, подвергаемой испытаниям, либо
б) тяговое усилие.
Тележка должна обеспечивать получение полной тяговой характеристики машины без нарушения пределов безопасности, соответствующих рабочим режимам самой тележки.
5.2. Погрешности измерений параметров и регистрации значений (табл.1).
Таблица 1
Наименование параметра | Погрешность |
Время
| ±0,2 с |
Путь
| ±0,5% |
Тяговое усилие
| ±1,0% |
Частота вращения двигателя
| ±1,0% |
Частота вращения выходного вала бесступенчато регулируемой трансмиссии
| ±1,0% |
Число оборотов ведущих колес или звездочек
| ±0,5% |
Масса машины
| ±1,5% измеренной массы |
Давление в шинах
| ±3% |
Высота грунтозацепов или глубина пазов рисунка протектора
| ±1,0 мм |
Температура по влажному и сухому термометрам
| ±1°С |
Барометрическое давление | ±0,35 кПа |
6.1. Следует измерять мощность двигателя и (или) отрегулировать его в соответствии с документацией изготовителя с помощью динамометра, устанавливаемого на двигателе или на механизме отбора мощности.
6.2. До начала испытаний следует убедиться, что:
а) все механические регулировки машины соответствуют указаниям изготовителя (проверить частоту вращения двигателя, тормоза, муфты и т.д.);
б) марки горюче-смазочных материалов и охлаждающих жидкостей соответствуют указаниям изготовителя.
6.3. Машину загружают, балластируют и (или) оснащают рабочим оборудованием в соответствии с требованиями условий испытаний.
6.4. Регулируют давление в шинах в соответствии с указаниями изготовителя (п.6.8).
6.5. Машину взвешивают для определения общей массы и распределения массы между ведущими колесами (оператор находится на рабочем месте, топливный бак полностью заправлен).
6.6. Машину соединяют с динамометрической тележкой, устанавливают все необходимые измерительные приборы.
Высота точки прицепа должна соответствовать рекомендациям изготовителя. Сцепное устройство тележки регулируют таким образом, чтобы линия действия тягового усилия была горизонтальна.
Если машину используют в качестве тягача, то тележку следует крепить к сцепному устройству. К машинам, к таким как автогрейдер или скрепер, нагрузку прикладывают на высоте не более 100 мм над уровнем площадки.
6.7. Следует проверять работоспособность испытательного оборудования.
6.8. Пневмоколесную машину следует провести по испытательному треку на первой или второй передаче трансмиссии при частичном приложении нагрузки (0,5-0,75 максимального значения). Необходимо обращать внимание на отпечатки выступов рисунка протектора шин. Если контакт происходит не по всей ширине беговой дорожки, то следует снижать давление в шинах.
Внимание! Не снижайте давление в шинах ниже нижнего предела для фактической нагрузки на каждую шину в соответствии с указаниями изготовителя.
Износ протектора шин или грунтозацепов гусениц не должен превышать 50% высоты нового грунтозацепа или глубины рисунка нового протектора.
6.9. Натяжение гусениц следует отрегулировать в соответствии с документацией изготовителя.
6.10. Определяют число оборотов ведущих колес или звездочек при свободном качении, т.е. при движении без тяговой нагрузки по измеряемому участку; для этого машина проходит по измеряемому участку длиной не менее 50 м своим ходом на низшей передаче трансмиссии, при работе двигателя с низкой частотой вращения коленчатого вала, без корректировки курса с помощью рулевого управления.