1.1. Специальные машины и механизмы для трубопроводного строительства должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003-91 и настоящего стандарта.
Требования безопасности на конкретные изделия, не предусмотренные настоящим стандартом, должны устанавливаться в стандартах или технических условиях на эти изделия.
1.2. Расположение, конструкция составных частей и приводов специальных машин и механизмов для трубопроводного строительства должны обеспечивать удобный доступ к ним, безопасность при монтаже, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте.
Крепление составных частей и деталей машин должно исключать самоослабление и самоотвинчивание их.
1.3. Габаритные размеры машин или их составных частей должны обеспечивать возможность их транспортирования автомобильным транспортом по дорогам общей сети СССР в соответствии с действующими "Правилами дорожного движения", а также не должны превышать габарита погрузки, установленного МПС СССР для грузов, перевозимых на открытом подвижном составе железнодорожного транспорта по ГОСТ 9238-83.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
1.4. Конструкция самоходных машин должна обеспечивать возможность зачаливания их для буксирования (при необходимости вытаскивания застрявшей машины).
1.5. Конструкцией самоходных машин должно быть предусмотрено плавное трогание с места и плавный подъезд к прицепным машинам.
1.6. Самоходные машины, предназначенные для работы на склонах более 3°, должны быть оборудованы креномерами с сигнализацией.
1.7. Самоходные машины, имеющие двигатели внутреннего сгорания, должны быть оборудованы системами для механизированного запуска двигателя.
Ручной запуск основного или пускового двигателя может быть в виде дублирующего устройства, при этом заводная рукоятка не должна иметь обратного хода. Прилагаемое к рукоятке усилие по ГОСТ 21753-76.
1.6, 1.7. (Измененная редакция, Изм. N 3).
1.8. Расположение навесного оборудования не должно затруднять машинисту доступ к рабочему месту и обзор рабочей зоны.
1.9. Конструкцией машин должна быть обеспечена безопасность обслуживающего персонала при навеске и сцепке навесных и прицепных устройств.
1.10. Машины и механизмы должны быть снабжены устройствами безопасности и блокировками, предохраняющими их от перегрузок и исключающими несовместимое одновременное движение механизмов, например, муфтами предельного момента, конечными выключателями, ограничителями грузоподъемности и др.
1.11. Составные части машин, детали и машины в сборе, имеющие массу свыше 20 кг, должны иметь места или специальные приспособления для строповки. Места строповки машин и их составных частей должны обозначаться по ГОСТ 14192-96 стойкой краской, отличной от общего фона изделия.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
1.12. Места для установки домкратов у машин должны быть окрашены краской, отличающейся от общего цвета машины, и иметь буквенное обозначение "ДК".
1.13. Ручные машины, масса которых превышает 8 кг, должны иметь устройства для подвешивания.
1.14. В самоходных машинах на автомобильных и тракторных базах должен быть установлен и закреплен футляр для аптечки первой помощи, а также огнетушитель вместимостью 5 л или два огнетушителя по 3 л.
1.15. Машины должны быть снабжены комплектом инструмента, необходимого для обслуживания машин, и ящиком для хранения инструмента.
1.16. Для предотвращения попадания выделяемых машиной пыли и газа в зону нахождения обслуживающего персонала в конструкциях машин необходимо предусматривать пыле- и газоотсасывающие вытяжные устройства.
Отсосы следует располагать в максимальной близости от источников выделения, чтобы поток отсасываемых газов и пыли не проходил через зону дыхания рабочих, обслуживающих машины.
Требования по предотвращению попадания выделяющихся во время работы машины пыли и газов в зону нахождения обслуживающего персонала должны быть изложены в стандартах на группу изделий или в технических условиях на конкретное изделие.
1.17. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны не должно превышать предельно допустимых концентраций по ГОСТ 12.1.005-88.
1.14-1.17. (Измененная редакция, Изм. N 3).
1.18. (Исключен, Изм. N 3).
1.19. Электропитание машин и механизмов должно иметь аварийное отключение в кабине машиниста и на пульте управления вне кабины.