Применение в качестве национального стандарта РФ прекращено
Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли


ГОСТ 12.2.002.2-91

Группа Т58

     
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


Система стандартов безопасности труда

ТРАКТОРЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ И ЛЕСНЫЕ КОЛЕСНЫЕ

Метод статических испытаний защитных конструкций

Occupational safety standards system.
Agricultural and forestry wheeled tractors.
 Method of testing protective structures by a static load



ОКП 47 0000

Дата введения 1992-07-01

     


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ



1. ПОДГОТОВЛЕН И ВНЕСЕН Государственной комиссией Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Комитета стандартизации и метрологии СССР от 30.07.91 N 1310

3. Настоящий стандарт подготовлен с целью полного введения требований международного стандарта ИСО 5700-89 "Тракторы колесные для сельского и лесного хозяйства. Защитные конструкции. Метод испытаний при статической нагрузке и условия приемки"

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 25791-90

Приложение 4



5. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2001 г.


Настоящий стандарт распространяется на тракторы, имеющие, как минимум, две оси с колесами на пневматических шинах как с гусеничным обводом, так и без него, массой от 800 до 15000 кг и с шириной колеи задних колес не менее 1150 мм.

Стандарт устанавливает метод испытаний защитных свойств при статическом нагружении защитных конструкций (кабин или каркасов) сельскохозяйственных и лесных колесных тракторов (далее - тракторов).

Стандарт не распространяется на узкогабаритные виноградниковые тракторы и тракторы, предназначенные для работы в низких помещениях и садах.

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1.1. Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения даны в приложении 1.

1.2. Материалы, оборудование и средства для крепления должны быть достаточными для того, чтобы шасси трактора было прочно зафиксировано без опоры на шины.

1.3. Приложение горизонтальной нагрузки осуществляют с помощью бруса длиной 250-700 мм и оно должно быть равномерным по длине. Равномерность приложения нагрузки при испытании определяют с шагом 50 мм.

Кромки бруса, контактирующие с защитной конструкцией, должны быть скруглены максимальным радиусом 50 мм.

Следует применять универсальные шарниры или эквивалентные устройства с тем, чтобы нагружающее устройство не вызывало вращательного и поступательного перемещения в направлении, отличающемся от направления приложения нагрузки.

Если конфигурация защитной конструкции в месте приложения нагрузки не обеспечивает полного прилегания нагружающего бруса, то следует применять вспомогательный элемент, обеспечивающий равномерное распределение нагрузки по всей контактирующей поверхности.

1.4. Измерительные устройства при горизонтальном нагружении следует располагать так, чтобы регистрировать нагрузку и деформацию в точке и вдоль линии нагружения. Для обеспечения необходимой точности измерения следует проводить с непрерывной записью. Измерительные устройства при испытании на сжатие должны фиксировать общее вертикальное усилие.

Допускаемые погрешности измерений приведены в приложении 2.

1.5. Подтверждение того, что зона свободного пространства не нарушена в ходе испытаний, должно осуществляться с помощью измерительных приспособлений. Допускается применять измерительное приспособление, соответствующее размерам зоны свободного пространства, приведенное в приложении 3.

2. ПОДГОТОВКА ТРАКТОРА И ЗАЩИТОЙ КОНСТРУКЦИИ К ИСПЫТАНИЯМ



2.1. Испытуемый трактор с защитной конструкцией следует установить на опорной плите так, чтобы при нагружении не наблюдалось значительной деформации элементов, соединяющих ее с опорной плитой. При нагружении не должно быть иной опоры, кроме исходного закрепления.

Защитная конструкция должна соответствовать технической документации и должна быть установлена на шасси трактора соответствующей модели методом крепления, указанным предприятием-изготовителем.

2.2. Трактор с защитной конструкцией устанавливают и закрепляют так, чтобы вся подводимая энергия поглощалась защитной конструкцией и жесткими компонентами трактора.

2.3. Все съемные стекла, панели и элементы, не входящие в защитную конструкцию, следует снять, чтобы они не оказывали влияния на прочность защитной конструкции.

В случае, когда возможна эксплуатация трактора с открытыми или снятыми окнами и дверями, они должны быть также открыты или сняты при испытаниях.

2.4. Защитная конструкция должна быть оснащена необходимыми приборами, чтобы получить необходимые данные усилия деформации.

3. МЕТОД ИСПЫТАНИЙ



3.1. Последовательность испытаний

3.1.1. Испытания необходимо проводить в следующей последовательности:

а) Первое горизонтальное нагружение сзади или спереди (продольное)

Для тракторов, у которых не менее 50% массы трактора приходится на задние колеса, продольное нагружение следует проводить сзади. Для других тракторов продольное нагружение проводят спереди.

б) Первое испытание на сжатие

При первом испытании на сжатие вертикальную нагрузку прикладывают на ту часть защитной конструкции, на которой проводилось испытание при первом продольном нагружении.

в) Горизонтальное нагружение сбоку

При наличии смещенного сиденья и (или) защитной конструкции несимметричной прочности боковую нагрузку прикладывают со стороны, наиболее вероятной для нарушения зоны свободного пространства.

г) Второе испытание на сжатие

Вертикальную нагрузку прикладывают на часть защитной конструкции, противоположную той части, на которой проводились испытания при первом продольном нагружении.

д) Второе горизонтальное продольное нагружение

Второе продольное нагружение проводят на тракторе с откидывающейся кабиной в случае, если продольное усилие при первом продольном нагружении не было приложено в направлении, в котором защитная конструкция откидывается.

3.1.2. Все испытания следует проводить на одной и той же защитной конструкции. Ремонт или упрочнение какого-либо элемента не следует проводить ни между этапами испытаний, ни перед последующим испытанием.

3.1.3. По окончании всех испытаний должны быть измерены и запротоколированы остаточные деформации защитной конструкции.

Защитную конструкцию следует осматривать после каждого испытания при снятой нагрузке. Если трещины и разрывы возникают в процессе нагружения (кроме второго испытания на сжатие), то перегрузочные испытания по п.4.3 проводят до проведения следующего нагружения в установленной последовательности.

3.2. Горизонтальное нагружение сзади, спереди и сбоку

3.2.1. Общие требования для испытаний горизонтальным нагружением

3.2.1.1. Нагрузки, прикладываемые к защитной конструкции, следует распределять с помощью жесткого бруса длиной 250-700 мм, расположенного перепендикулярно к направлению приложения нагрузки; жесткий брус допускается снабжать предохранителем для предотвращения смещения вбок. Интенсивность приложения нагрузки должна быть такой, чтобы нагрузку можно было считать статической. В процессе нагружения и следует измерять одновременно с непрерывной записью для повышения точности. Нагрузку не следует уменьшать до завершения испытаний.

Скорость деформации под нагрузкой должна быть не более 5 мм/с. Примеры диаграмм нагрузка-перемещение даны на черт.1а, 1б, 1в.

Диаграмма нагрузка-перемещение


Е - основная расчетная энергия; F - нагрузка по основной расчетной энергии;
D - перемещение по основной расчетной энергии

Черт.1а

Примечания:

1. нагрузка при перемещении 0,95.

2. Нет необходимости в проведении испытаний на перегрузку, т.к. < 1,03.

Диаграмма нагрузка-перемещение

Испытание на перегрузку


Черт.1б

Примечания:

1.  нагрузка при перемещении 0,95.

2. Испытания на перегрузку необходимы, т.к. >1,03.

3. Испытания на перегрузку выдержаны удовлетворительно, т.к. >0,97 и >0,8, где - нагрузка, соответствующая расчетной энергии 1,05.

4. - перемещение при приложении энергии, равной 1,05.

Диаграмма нагрузка-перемещение

Продолжение испытаний на перегрузку


Черт. 1в



Примечания:

1.  нагрузка при перемещении 0,95.

2. Испытания на перегрузку необходимы, т.к. >1,03.

3. < 0,97, следовательно, необходимо продолжение испытаний.

4. < 0,97, следовательно, необходимо продолжение испытаний.