Применение в качестве национального стандарта РФ прекращено
Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли


ГОСТ 12.2.002.1-91  

     
Группа Т58

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


Система стандартов безопасности труда

ТРАКТОРЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ И ЛЕСНЫЕ КОЛЕСНЫЕ

Метод динамических испытаний защитных конструкций

Occupational safety standards system.
Agricultural and forestry wheeled tractors.
Method of dynamic testing safety structures



ОКП 47 0000

Дата введения 1992-07-01

          

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. ПОДГОТОВЛЕН И ВНЕСЕН Государственной комиссией Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 30.07.91 N 1309

3. Настоящий стандарт подготовлен с целью полного введения требований международного стандарта ИСО 3463-89 "Тракторы колесные для сельского и лесного хозяйства. Защитные конструкции. Метод динамических испытаний и условия приемки"

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 12.2.002.2-91

1.8; 3.4.1; 3.4.2; 4.8; 6



5. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2001 г.


Настоящий стандарт распространяется на тракторы, имеющие как минимум две оси с колесами на пневматических шинах как с гусеничным обводом, так и без него, массой от 800 до 6000 кг и с шириной колеи задних колес не менее 1150 мм.

Стандарт устанавливает метод динамических испытаний защитных свойств защитных конструкций (кабин или каркасов) сельскохозяйственных и лесных колесных тракторов (далее - тракторов).

Стандарт не распространяется на узкогабаритные виноградниковые тракторы, тракторы, предназначенные для работы в низких помещениях, садах.

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1.1. Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения даны в приложении 1.

1.2. Динамические испытания на прочность защитной конструкции проводят с помощью маятникового груза массой 2000 кг без учета массы цепей подвеса. Максимальная масса цепей должна быть не более 100 кг.

Размеры груза, который должен быть подвешен на двух цепях, при высоте расположения центра вращения 6 м или более от поверхности площадки, должны соответствовать указанным на черт.1.

Схематическое изображение маятникового груза


1 - механизм крепления; 2 - регулировка высоты; 3 - крючки безопасности;
4 - ударяющая плоскость; 5 - ось, проходящая через центр тяжести;
6 - цепи подвеса груза

Черт.1



Центр тяжести маятникового груза должен совпадать с его геометрическим центром.

1.3. Проволочный трос для крепления трактора должен быть круглого сечения с фибровым сердечником сечения 6х19 мм с прочностью проволоки на растяжение не менее 1770 Н/мм.

Диаметр тросов для крепления тракторов массой до 5000 кг должен быть не менее 13 мм, для тракторов массой 5000 кг и более - 16 мм.

1.4. Брус для стопорения задних колес, если удар производится спереди и сзади, и для стопорения сбоку передних колес, если удар наносится сбоку, должен быть изготовлен из мягкого дерева и должен иметь поперечное сечение 150х150 мм.

1.5. Деревянный брус для стопорения противоположного заднего колеса при ударе сбоку (черт.2) должен иметь длину в 20-25 раз, а ширину в 2-3 раза больше ее толщины.

Пример крепления трактора. Удар сбоку


1 - траектория перемещения центра тяжести маятникового груза до точки удара; 2 - затянутый трос; 3 - незатянутый трос;
4 - брус из хвойного дерева с поперечным сечением 150х150 мм; 5 - опора; 6 - скос;
7 - фаска для надежной установки опоры к ободу

Черт.2



Примечание. Брус закреплен сбоку, с наружной стороны передних и задних колес, опора упирается в обод.

1.6. Для измерения упругой деформации в горизонтальной плоскости, совпадающей с верхней граничной поверхностью зоны свободного пространства, следует применять устройство, показанное на черт.3.

Пример устройства для измерения упругой деформации

     

а - остаточная деформация; б - упругая деформация; в - общая (остаточная плюс упругая) деформация
1 - горизонтальный пруток, закрепленный на раме; 2 - вертикальный стержень, закрепленный на шасси трактора;
3 - скользящая втулка

1.7. Приспособление для приложения вертикального усилия к защитной конструкции должно включать нагружающую балку шириной 250 мм.

Пример приспособления для приложения вертикальной статической нагрузки дан на черт.4.

Пример расположения опор при испытаниях на раздавливание

1 - универсальные шарниры; 2 - усилие; 3 - гидроцилиндр двойного действия; 4 - опоры под передней и задней осями

Черт.4

1.8. Размеры зоны свободного пространства и приспособление для измерения зоны свободного пространства - по ГОСТ 12.2.002.2.

1.9. Допустимые погрешности измерений даны в приложении 2.

2. ПОДГОТОВКА ЗАЩИТНОЙ КОНСТРУКЦИИ ТРАКТОРА К ИСПЫТАНИЯМ



2.1. Трактор должен быть прочно закреплен при помощи стальных тросов, оборудованных устройствами натяжения, к балкам, которые располагают на опорной поверхности предпочтительно на расстоянии 600 мм друг от друга на площади длиной около 9 м и шириной 1,8 м в каждую сторону от точки качания маятникового груза.

Примеры размещения и крепления трактора приведены на черт.2, 5, 6.

Пример крепления трактора. Удар сзади


1 - траектория перемещения центра тяжести маятникового груза до точки удара;

2 - брус из хвойного дерева с поперечным сечением 150х150 мм,
устанавливаемый перед обоими задними колесами после
натяжения тросов; 3 - положение троса с натяжным устройством

Черт.5


Пример крепления трактора. Удар спереди


1 - траектория перемещения центра тяжести маятникового груза до точки удара;

2 - положение троса с натяжным устройством;

3 - брус из хвойного дерева с поперечным сечением 150х150 мм,
 устанавливаемый перед обоими
задними колесами после натяжения тросов

Черт.6



Защитная конструкция должна соответствовать технической документации предприятия-изготовителя и должна быть установлена на шасси трактора, для которого она предназначена, способом, указанным предприятием-изготовителем.

2.2. Ширина колеи задних колес должна быть выбрана такой, чтобы защитная конструкция по возможности не касалась шин во время испытаний.

2.3. Предпочтительно применение диагональных шин.

2.4. Рычаг переключения передач должен находиться в нейтральном положении, рычаг тормоза - в расторможенном положении.

2.5. Все съемные стекла, панели и съемные элементы, не входящие в защитную конструкцию, должны быть сняты, чтобы они не влияли на прочность защитной конструкции.

В случаях, когда возможна эксплуатация трактора с открытыми или снятыми окнами и дверями, они должны быть открыты или сняты, или зафиксированы открытыми при проведении испытаний.

2.6. Защитная конструкция должна быть оснащена необходимыми приборами.

2.7. Положение груза и цепей подвеса при испытании на удар должно быть выбрано так, чтобы точка удара находилась на верхней кромке защитной конструкции и на одной линии с траекторией движения центра тяжести груза.

2.8. Трактор следует устанавливать и закреплять на опорной поверхности под точкой подвеса груза так, чтобы удар производился в нужной зоне.

2.9. Точки крепления тросов должны находиться приблизительно на расстоянии 2 м позади задних колес и 1,5 м впереди передних колес.

2.10. Давление в шинах при испытании на удар (без применения водного балласта) и вертикальная деформация вследствие натяжения крепежных тросов в зависимости от типа трактора и шин приведены в табл.1.

Таблица 1

Тип трактора

Давление в шинах, кПа (бар)

Деформация, мм

Трактор с четырьмя ведущими колесами, передние и задние колеса одного размера:



передние

100 (1)

25

задние

100 (1)

25

Трактор с четырьмя ведущими колесами, передние колеса меньшего размера, чем задние:



передние

150 (1,5)

20

задние

100 (1,0)

25

Трактор с двумя ведущими колесами:



передние

200 (2)

15

задние

100 (1)

25



2.11. При испытании на удар спереди и сзади места крепления тросов должны быть расположены по одному с каждой стороны обеих осей, при этом равнодействующее усилие должно находиться в плоскости качания центра тяжести груза.

После натяжения тросов под удар спереди и сзади брус должен быть закреплен под соответствующие колеса со стороны, противоположной нанесению удара, и плотно прижат к ним.

2.12. При испытании на удар сбоку места крепления тросов должны находиться с той стороны осей, по которой наносится удар.