Статус документа
Статус документа

ГОСТ 16600-72 Передача речи по трактам радиотелефонной связи. Требования к разборчивости речи и методы артикуляционных измерений

2. МЕТОДЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ ИЗМЕРЕНИЙ

2.1. Приборы и оборудование

2.1.1. Для испытаний должны применяться следующие основные измерительные приборы и оборудование:

а) камера для имитации акустического шума (общий уровень шума и его спектральная характеристика должны быть оговорены в стандарте или технической документации на конкретный тип аппаратуры);

б) объективный шумомер по ГОСТ 13107-79;

в) контрольный артикуляционный тракт, состоящий из усилителя низкой частоты (УНЧ), индикатора уровня речи (вольтметр типа ВЗ-13), динамического микрофона типа МД-59, электродинамических телефонов типа ТА-56М с возможностью регулирования усиления в тракте. Частотная характеристика тракта и уровень напряжения на его выходе должны обеспечивать разборчивость звуков 80%.

2.2. Подготовка к измерениям в стационарных условиях

2.2.1. Артикуляционные измерения в стационарных условиях должны производиться в условиях работы линий связи или в условиях, имитирующих виды и уровни помех, акустический шум и т.д. в соответствии с требованиями, заданными в стандартах или технической документации на аппаратуру конкретных типов.

2.2.2. Помещение, в котором производят артикуляционные измерения, должно быть таким, чтобы исключалось восприятие постороннего речевого сигнала.

2.2.3. При измерениях в акустических шумах или вводимых в тракт линии помехах необходимо контролировать шумомером уровни шума (помех) и поддерживать постоянными условия измерений на каждом рабочем месте.

2.2.4. При работе в шуме с общим уровнем свыше 115 дБ к артикуляционным измерениям следует приступать спустя 5-10 мин после пребывания операторов в этих условиях.

2.2.5. Артикуляционная бригада должна комплектоваться не менее чем из трех-четырех операторов, не имеющих дефектов речи и слуха.

2.2.6. Артикуляционная бригада должна пройти предварительную тренировку. Тренировочные измерения разборчивости речи должны производиться на контрольном артикуляционном тракте (п.2.1.1в).

2.3. Тренировочные измерения по таблицам звукосочетаний

2.3.1. Методика проведения тренировочных измерений должна быть такой же, как и при измерениях разборчивости речи на испытуемом радиотелефонном тракте и должна соответствовать изложенной в п.2.5.

2.3.2. Тренировочные измерения должны повторяться до тех пор, пока средняя величина разборчивости для бригады не примет устойчивого значения, т.е. перестанет систематически повышаться от измерения к измерению, а среднеквадратическая погрешность примет достаточно стабильный характер.

2.3.3. Тренировочные измерения могут производиться на тракте линии типа испытуемой или близкой к ней по электроакустическим характеристикам, которые должны быть стабильными, т.е. не должны изменяться в течение всех тренировочных измерений.

2.3.4. Результаты тренировочных измерений не засчитывают в качестве контрольных.

2.3.5. В процессе тренировки необходимо следить за тем, чтобы средние величины разборчивости, устанавливаемые отдельными слушающими операторами, не отклонялись систематически от средней величины разборчивости для бригады в целом более чем на 8% для I, II и III классов качества и на 10% - для IV и V.

2.3.6. Перед началом измерений в заданных условиях диктор должен провести пробную передачу для установки нужной громкости речи и для того, чтобы слушающие могли подготовиться к записи и установить оптимальное усиление.

Примечание. Оптимальным усилением следует считать то максимальное усиление, при котором еще сохраняется удобство восприятия.


Пробная передача должна состоять из повторения испытательной фразы: "Не видали мы такого невода", произносимой несколько раз ровным голосом, четко, без подчеркивания отдельных звуков в слове с той же громкостью, с которой диктор будет читать последующие звукосочетания.

2.3.7. Уровень произношения испытательной фразы проверяется по индикатору, установленному перед диктором. В качестве индикатора используют измеритель звукового давления или вольтметр (п.2.1.1б), не нарушающий нормальную работу испытуемой линии. Не следует контролировать по индикатору уровень произношения звукосочетаний.

2.4. Тренировочные измерения по таблицам слов

2.4.1. Артикуляционная бригада перед проведением контрольных измерений должна провести пробную передачу 3-4 таблиц с целью освоения метода измерений. Методика проведения тренировочных измерений должна соответствовать изложенной в п.2.6.

Тренировочные измерения могут производиться либо контрольном тракте (п.2.1.1в), либо на испытуемом тракте. Во втором случае результаты тренировочных измерений считаются контрольными.

2.5. Проведение артикуляционных измерений по таблицам звукосочетаний в стационарных и объектовых условиях

2.5.1. Измерение разборчивости речи должно состоять из передачи по тракту связи артикуляционных таблиц звукосочетаний, приведенных в приложении 1, записи принятых звуков и обработки результатов. Время работы артикуляционной бригады, непосредственно занятой измерениями, с учетом небольших перерывов между измерениями не должно быть более 4 ч.

2.5.2. Для подготовки операторов перед началом измерений необходимо в течение 2-3 мин провести пробную передачу произвольно взятых звукосочетаний из таблиц. Пробная передача должна проводиться в тех же условиях, как и передача для измерений.