Статус документа
Статус документа


     ГОСТ 27459-87

Группа Э00

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

МАШИННАЯ ГРАФИКА

Термины и определения

Information processing systems. Computer graphics.
Terms and definitions



МКС 01.040.35

         35.140

ОКСТУ 4001

Дата введения 1988-07-01

     

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.10.87 N 4052 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 5712-86 "Системы обработки информации. Машинная графика. Термины и определения" введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта СССР с 01.07.88

2. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

3. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 13820-77

1, 2.1, 2.3

ГОСТ 15971-90

Вводная часть

ГОСТ 19781-90

То же



4. ПЕРЕИЗДАНИЕ


Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области машинной графики.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации и литературе всех видов, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности.

Стандарт должен применяться совместно с ГОСТ 15971 и ГОСТ 19781.

1. Стандартизованные термины с определениями приведены в табл.1.

Таблица 1

Термин

Определение


ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1. Машинная графика

Computer graphics

Совокупность методов и приемов для преобразования при помощи ЭВМ данных в графическое представление или графического представления в данные

2. Линейная графика

Line graphics

Область машинной графики, в которой изображения генерируются при помощи команд визуализации и координатных данных

3. Растровая графика

Raster graphics

Область машинной графики, в которой изображения генерируются из массива пикселей, упорядоченных по строкам и столбцам

4. Команда визуализации

Display command

Команда, которая изменяет состояние или управляет действием графического устройства.

Примечание. Под графическим устройством понимают устройство, обеспечивающее ввод в ЭВМ и (или) вывод из ЭВМ графических данных

5. Абсолютная команда визуализации

Absolute command

Команда визуализации, в которой используются абсолютные координаты

6. Относительная команда визуализации

Relative command

Команда визуализации, в которой используются относительные координаты

7. Адресуемость

Addressability

Число адресуемых позиций по каждой оси координат физического пространства

8. Адресуемая позиция

Addressable point

Любая точка физического пространства, которая может быть задана координатами


ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ

9. Закодированное изображение

Coded image

Представление изображения в форме, удобной для хранения и обработки при помощи ЭВМ

10. Абсолютная координата

Absolute coordinate

Одна из координат, определяющих позицию адресуемой точки по отношению к началу заданной системы координат

11. Относительная координата

Relative coordinate

Одна из координат, определяющих позицию адресуемой точки по отношению к другой адресуемой точке

12. Инкрементальная координата

Incremental coordinate

Относительная координата в случае, если предыдущая адресуемая позиция является точкой отсчета

13. Координата пользователя

User coordinate

Координата, заданная пользователем и выраженная в системе координат, не зависящая от устройств

14. Мировая координата

World coordinate

Не зависимая от устройства декартова координата, используемая в прикладной программе для задания графических входных и выходных данных

15. Координата устройства

Device coordinate

Координата, заданная в системе координат, зависящей от устройства

16. Нормированная координата

Normalized device coordinate

Координата, заданная в промежуточной, не зависимой от устройства системе координат и нормированная относительно некоторого диапазона, обычно от 0 до 1.

Примечание. Изображение, выраженное в нормированных координатах, располагается в одних и тех же относительных позициях при визуализации на любое устройство

17. Примитив вывода

Output primitive

Базовый графический элемент, который может использоваться для построения изображения.

Примечание. Примитивами вывода могут быть, например, точка, отрезок линии, последовательность символов

18. Невидимая линия

Hidden line

Отрезок линии на проекции трехмерного объекта, отсутствующий на изображении, так как он закрыт поверхностью этого же или другого объекта

19. Каркасное представление

Wire frame representation

Режим визуализации, в котором показываются ребра трехмерного объекта независимо от того, видимы они или нет

20. Сегмент

Segment

Совокупность примитивов вывода, которой можно манипулировать как единым целым.

Примечание. Сегмент может состоять из нескольких отдельных точек, отрезков линий или других примитивов вывода

21. Маркер

Marker

Символ заданного вида, который используют для обозначения конкретной позиции на поверхности визуализации

22. Примитив ввода

Input primitive

Совокупность данных, полученных от устройств ввода.

Примечание. В качестве устройств ввода могут быть: клавиатура, устройство ввода альтернативы, устройство ввода позиции, устройство указания, устройство ввода чисел или устройство ввода массива позиций

23. Виртуальное пространство

Virtual space

Пространство, в котором координаты примитивов вывода не зависят от устройств


ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ

24. Визуализация

Display

Визуальное представление данных

25. Изображение

Display image

Совокупность примитивов вывода и (или) сегментов, которая может быть одновременно выведена на поверхность визуализации

26. Мягкая копия

Soft copy

Несохраняемое изображение графических данных

27. Физическое пространство

Device space

Пространство, определяемое полным набором адресуемых позиций графического устройства

28. Пространство визуализации

Display space

Часть физического пространства, соответствующая области, доступной для вывода изображений

29. Пиксель

Pixel

Наименьший элемент поверхности визуализации, которому могут быть независимым образом заданы цвет, интенсивность и другие характеристики изображения

30. Абсолютный вектор

Absolute vector

Вектор, начальная и конечные точки которого заданы в абсолютных координатах

31. Относительный вектор

Incremental vector

Вектор, конечная точка которого задана как смещение относительно его начальной точки

32. Величина инкремента

Increment size

Расстояние между соседними адресуемыми позициями на поверхности визуализации

33. Растровая единица

Raster unit

Единица, определяемая расстоянием между центрами соседних пикселей

34. Шаг графопостроителя

Plotter step size

Величина инкремента на графопостроителе

35. Гашение изображения

Blanking

Подавление визуализации одного или более примитивов вывода или сегментов

36. Мерцание изображения

Blinking

Преднамеренное периодическое изменение интенсивности одного или более примитивов вывода или сегментов

37. Мигание изображения

Flicker

Нежелательные пульсации изображения на экране электронно-лучевой трубки.

Примечание. Мигание возникает, когда частота регенерации слишком низка по отношению к характеристикам люминофорного покрытия экрана

38. Заворачивание изображения

Wraparound

Эффект, при котором часть изображения, выходящая за одну из границ пространства визуализации, появляется у противоположной границы этого пространства

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА

39. Поверхность визуализации

Display surface

Физическая среда графического устройства, на которой воспроизводятся изображения.

Примечание. Поверхностью визуализации могут быть экран электронно-лучевой трубки, бумага в графопостроителе


40. Графический терминал

Display console

Терминал, который включает, по крайней мере, одну поверхность визуализации и может включать одно или несколько устройств ввода

41. Растровый дисплей

Raster display device

Дисплей, в котором изображение генерируется с использованием методов растровой графики

42. Векторный дисплей

Directed beam display device

Дисплей, в котором примитивы вывода могут быть сгенерированы в любом порядке, задаваемом программой

43. Запоминающая электронно-лучевая трубка

Storage tube

По ГОСТ 13820

44. Плазменная панель

Plasma panel

Часть дисплея, которая состоит из сетки электродов в плоской панели, наполненной газом.

Примечание. Изображение может существовать длительное время без регенерации

45. Барабанный графопостроитель

Drum plotter

Графопостроитель, который выводит изображение на поверхность визуализации, смонтированную на вращающемся барабане

46. Планшетный графопостроитель

Flatbed plotter

Графопостроитель, который выводит изображение на плоский носитель данных

47. Растровый графопостроитель

Raster plotter

Графопостроитель, который генерирует изображение на поверхности визуализации с использованием построчного ввода

48. Электростатический графопостроитель

Electrostatic plotter

Растровый графопостроитель, в котором красящее вещество электростатически фиксируется на бумаге при помощи последовательного ряда электродов

49. Пишущий узел графопостроителя

Plotting head

Часть графопостроителя, которую используют для нанесения следа на поверхность визуализации

50. Генератор символов

Character generator

Функциональное устройство, которое для изображения символов преобразует их кодированное представление в графическое

51. Штриховой генератор символов

Stroke character generator

Генератор символов, который генерирует изображения символов, составленные из отрезков линий

52. Точечный генератор символов

Dot matrix character generator

Генератор символов, который генерирует изображения символов, составленные из точек

53. Генератор кривых

Curve generator

Функциональное устройство, которое преобразует кодированное представление кривой в графическое

54. Генератор векторов

Vector generator

Функциональное устройство, которое генерирует направленные отрезки прямых линий

55. Устройство ввода позиций УВП

Locator

Устройство ввода, предоставляющее координаты позиции

56. Шаровой указатель

Control ball

Шар, вращающийся вокруг своего центра, используемый в качестве устройства ввода позиции

57. Рычажный указатель

Joy-stick

Рычаг, который имеет не менее двух степеней свободы, используемый в качестве устройства ввода позиции

58. Устройство типа "колесо"

"Колесо"

Tumb wheel

Колесо, вращающееся вокруг своей оси, представляющее значение скалярной величины.

Примечание. Пара колес может быть использована в качестве устройства ввода позиции

59. Устройство типа "мышь"

"Мышь"

"Mouse"

Устройство ввода позиций, которое приводится в действие перемещением по поверхности.

Примечание. Для управления устройством типа "мышь" используют шар или пару колес

60. Планшет

Tablet

Устройство ввода позиций, представляющее собой специальную поверхность с механизмом, который позволяет указывать координаты его местоположения

61. Устройство указания

Pick device

Устройство ввода, которое используют для указания конкретного примитива вывода или сегмента

62. Световое перо

Light-pen

Чувствительное к свету устройство указания, которое используют путем наведения его на поверхность визуализации

63. Световая кнопка

Light button

Примитивы вывода, используемые для эмулирования функциональной клавиши при помощи устройства указания

64. Устройство ввода чисел

Valuator

Устройство ввода, предоставляющее значение скалярной величины.

Примечание. К таким устройствам относится устройство типа "колесо", потенциометр

65. Устройство ввода альтернативы

Choice device

Устройство ввода, предоставляющее одно значение из набора альтернатив.

Примечание. Таким устройством может быть функциональная клавиатура

66. Устройство ввода последовательности позиций

Stroke device

Устройство ввода, предоставляющее упорядоченную последовательность координат, которая соответствует траектории движения устройства ввода.

Примечание. С устройства ввода позиции данные снимаются с постоянной скоростью


ПРОЦЕССЫ И МЕТОДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

67. Повторная генерация изображения

Image regeneration

Последовательность действий, необходимых для того, чтобы вновь сгенерировать изображение из его представления в памяти

68. Регенерация

Refresh

Процесс повторяющегося воспроизведения изображения на поверхности визуализации, в результате которого изображение остается видимым

69. Частота регенерации

Refresh rate

Количество воспроизведений изображения, выполняемых за 1 с

70. Эхо

Echo

Немедленное извещение оператору графического терминала о текущих значениях, которые могут быть представлены устройством ввода

71. Курсор

Cursor

Перемещаемая видимая отметка, используемая для указания позиции на поверхности визуализации, над которой будет осуществляться следующая операция

72. Трассировка

Tracking

Перемещение символа трассировки

73. Символ трассировки

Tracking symbol

Символ на поверхности визуализации, который указывает позицию, соответствующую координатным данным, предоставленным устройством ввода позиции

74. Указание световым пером

Light-pen detection

Обнаружение световым пером света, порожденного примитивом вывода, на поверхности визуализации

75. Символ прицеливания

Aiming symbol

Окружность или другая высвечиваемая, на поверхности визуализации фигура, используемая для обозначения области, в которой в данный момент может быть обнаружено присутствие светового пера

76. Обнаруживаемый элемент

Detectable element

Примитив вывода, который может быть обнаружен устройством указания

77. Метод резиновой нити

Rubber-banding

Перемещение общих концов набора отрезков прямых линий, при котором другие концы отрезков остаются зафиксированными

78. Рисование

Inking

Создание линий путем перемещения устройства ввода позиций по поверхности визуализации, при котором оно оставляет за собой след, аналогично карандашу при вычерчивании линии на бумаге

79. Метод буксировки

Dragging

Перемещение одного или нескольких сегментов по поверхности отображения смещением их вдоль траектории, определяемой устройством ввода позиций

80. Выделение

Highlighting

Действие, направленное на выделение изображения примитива вывода или сегмента путем модификации его визуальных атрибутов

81. Перенос

Translating

Смещение примитивов вывода на один и тот же вектор

82. Масштабирование

Scaling

Увеличение или уменьшение всего изображения или его части.

Примечание. Масштабирование можно проводить необязательно с одним и тем же коэффициентом по всем направлениям

83. Поворот

Rotation

Вращение примитивов вывода вокруг заданной оси

84. Зеркальное отражение

Mirroring

Поворот примитивов вывода на 180° вокруг некоторой оси в плоскости поверхности визуализации

85. Окно

Window

Заданная часть виртуального пространства

86. Поле вывода

Viewport

Заданная часть пространства визуализации

87. Видовое преобразование

Viewing transformation

Преобразование, которое привязывает границы и внутреннее содержание окна к границам и внутреннему содержимому поля вывода

88. Отсечение

Clipping

Удаление примитивов вывода или их частей, лежащих вне заданной области

89. Экранирование

Schielding

Подавление примитивов вывода или их частей, попадающих внутрь заданной области

90. Прокручивание

Scrolling

Перемещение окна в вертикальном или горизонтальном направлениях таким образом, что новые данные появляются внутри поля вывода, а старые исчезают

91. Вертикальное прокручивание

Rolling

Прокручивание, ограниченное направлениями вверх и вниз

92. Трансфокация

Zooming

Постепенное изменение масштаба изображения с целью создания зрительного ощущения движения всей визуализируемой группы или ее части к наблюдателю или от наблюдателя.

Примечание. Коэффициенты масштабирования должны быть одинаковыми по всем направлениям

93. Кувыркание

Tumbling

Динамическое изображение примитивов вывода, вращающихся вокруг некоторой оси, ориентация которой непрерывно изменяется в пространстве

94. Панорамирование

Panning

Постепенный перенос изображения с целью создания зрительного ощущения движения в горизонтальном направлении.

Примечание. Панорамирование может быть ограничено полем вывода

95. Фоновое изображение

Background image

Часть изображения, подобная типовой форме, которая остается неизменной при определенных последовательностях операций

96. Накладываемое изображение

Foreground image

Часть изображения, которая может изменяться при любых операциях

97. Типовая форма

Form overlay

Бланк, применяемый в качестве основного изображения.

Примечание. К бланкам относят ведомость, сетку или карту

98. Визуализация типовой формы

Form flash

Визуальное представление типовой формы

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs