ГОСТ 27459-87
Группа Э00
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
МАШИННАЯ ГРАФИКА
Термины и определения
Information processing systems. Computer graphics.
Terms and definitions
МКС 01.040.35
35.140
ОКСТУ 4001
Дата введения 1988-07-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.10.87 N 4052 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 5712-86 "Системы обработки информации. Машинная графика. Термины и определения" введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта СССР с 01.07.88
2. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
3. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта |
1, 2.1, 2.3 | |
Вводная часть | |
То же |
4. ПЕРЕИЗДАНИЕ
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области машинной графики.
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации и литературе всех видов, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности.
Стандарт должен применяться совместно с ГОСТ 15971 и ГОСТ 19781.
1. Стандартизованные термины с определениями приведены в табл.1.
Таблица 1
Термин | Определение |
| |
1. Машинная графика | Совокупность методов и приемов для преобразования при помощи ЭВМ данных в графическое представление или графического представления в данные |
2. Линейная графика | Область машинной графики, в которой изображения генерируются при помощи команд визуализации и координатных данных |
3. Растровая графика | Область машинной графики, в которой изображения генерируются из массива пикселей, упорядоченных по строкам и столбцам |
4. Команда визуализации | Команда, которая изменяет состояние или управляет действием графического устройства. Примечание. Под графическим устройством понимают устройство, обеспечивающее ввод в ЭВМ и (или) вывод из ЭВМ графических данных |
5. Абсолютная команда визуализации | Команда визуализации, в которой используются абсолютные координаты |
6. Относительная команда визуализации | Команда визуализации, в которой используются относительные координаты |
7. Адресуемость | Число адресуемых позиций по каждой оси координат физического пространства |
8. Адресуемая позиция | Любая точка физического пространства, которая может быть задана координатами |
| |
9. Закодированное изображение | Представление изображения в форме, удобной для хранения и обработки при помощи ЭВМ |
10. Абсолютная координата | Одна из координат, определяющих позицию адресуемой точки по отношению к началу заданной системы координат |
11. Относительная координата | Одна из координат, определяющих позицию адресуемой точки по отношению к другой адресуемой точке |
12. Инкрементальная координата | Относительная координата в случае, если предыдущая адресуемая позиция является точкой отсчета |
13. Координата пользователя | Координата, заданная пользователем и выраженная в системе координат, не зависящая от устройств |
14. Мировая координата | Не зависимая от устройства декартова координата, используемая в прикладной программе для задания графических входных и выходных данных |
15. Координата устройства | Координата, заданная в системе координат, зависящей от устройства |
16. Нормированная координата | Координата, заданная в промежуточной, не зависимой от устройства системе координат и нормированная относительно некоторого диапазона, обычно от 0 до 1. Примечание. Изображение, выраженное в нормированных координатах, располагается в одних и тех же относительных позициях при визуализации на любое устройство |
17. Примитив вывода | Базовый графический элемент, который может использоваться для построения изображения. Примечание. Примитивами вывода могут быть, например, точка, отрезок линии, последовательность символов |
18. Невидимая линия | Отрезок линии на проекции трехмерного объекта, отсутствующий на изображении, так как он закрыт поверхностью этого же или другого объекта |
19. Каркасное представление | Режим визуализации, в котором показываются ребра трехмерного объекта независимо от того, видимы они или нет |
20. Сегмент | Совокупность примитивов вывода, которой можно манипулировать как единым целым. Примечание. Сегмент может состоять из нескольких отдельных точек, отрезков линий или других примитивов вывода |
21. Маркер | Символ заданного вида, который используют для обозначения конкретной позиции на поверхности визуализации |
22. Примитив ввода | Совокупность данных, полученных от устройств ввода. Примечание. В качестве устройств ввода могут быть: клавиатура, устройство ввода альтернативы, устройство ввода позиции, устройство указания, устройство ввода чисел или устройство ввода массива позиций |
23. Виртуальное пространство | Пространство, в котором координаты примитивов вывода не зависят от устройств |
| |
24. Визуализация | Визуальное представление данных |
25. Изображение | Совокупность примитивов вывода и (или) сегментов, которая может быть одновременно выведена на поверхность визуализации |
26. Мягкая копия | Несохраняемое изображение графических данных |
27. Физическое пространство | Пространство, определяемое полным набором адресуемых позиций графического устройства |
28. Пространство визуализации | Часть физического пространства, соответствующая области, доступной для вывода изображений |
29. Пиксель | Наименьший элемент поверхности визуализации, которому могут быть независимым образом заданы цвет, интенсивность и другие характеристики изображения |
30. Абсолютный вектор | Вектор, начальная и конечные точки которого заданы в абсолютных координатах |
31. Относительный вектор | Вектор, конечная точка которого задана как смещение относительно его начальной точки |
32. Величина инкремента | Расстояние между соседними адресуемыми позициями на поверхности визуализации |
33. Растровая единица | Единица, определяемая расстоянием между центрами соседних пикселей |
34. Шаг графопостроителя | Величина инкремента на графопостроителе |
35. Гашение изображения | Подавление визуализации одного или более примитивов вывода или сегментов |
36. Мерцание изображения | Преднамеренное периодическое изменение интенсивности одного или более примитивов вывода или сегментов |
37. Мигание изображения | Нежелательные пульсации изображения на экране электронно-лучевой трубки. Примечание. Мигание возникает, когда частота регенерации слишком низка по отношению к характеристикам люминофорного покрытия экрана |
38. Заворачивание изображения | Эффект, при котором часть изображения, выходящая за одну из границ пространства визуализации, появляется у противоположной границы этого пространства |
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА
| |
39. Поверхность визуализации | Физическая среда графического устройства, на которой воспроизводятся изображения. Примечание. Поверхностью визуализации могут быть экран электронно-лучевой трубки, бумага в графопостроителе |
40. Графический терминал | Терминал, который включает, по крайней мере, одну поверхность визуализации и может включать одно или несколько устройств ввода |
41. Растровый дисплей | Дисплей, в котором изображение генерируется с использованием методов растровой графики |
42. Векторный дисплей | Дисплей, в котором примитивы вывода могут быть сгенерированы в любом порядке, задаваемом программой |
43. Запоминающая электронно-лучевая трубка | По ГОСТ 13820 |
44. Плазменная панель | Часть дисплея, которая состоит из сетки электродов в плоской панели, наполненной газом. Примечание. Изображение может существовать длительное время без регенерации |
45. Барабанный графопостроитель | Графопостроитель, который выводит изображение на поверхность визуализации, смонтированную на вращающемся барабане |
46. Планшетный графопостроитель | Графопостроитель, который выводит изображение на плоский носитель данных |
47. Растровый графопостроитель | Графопостроитель, который генерирует изображение на поверхности визуализации с использованием построчного ввода |
48. Электростатический графопостроитель | Растровый графопостроитель, в котором красящее вещество электростатически фиксируется на бумаге при помощи последовательного ряда электродов |
49. Пишущий узел графопостроителя | Часть графопостроителя, которую используют для нанесения следа на поверхность визуализации |
50. Генератор символов | Функциональное устройство, которое для изображения символов преобразует их кодированное представление в графическое |
51. Штриховой генератор символов | Генератор символов, который генерирует изображения символов, составленные из отрезков линий |
52. Точечный генератор символов | Генератор символов, который генерирует изображения символов, составленные из точек |
53. Генератор кривых | Функциональное устройство, которое преобразует кодированное представление кривой в графическое |
54. Генератор векторов | Функциональное устройство, которое генерирует направленные отрезки прямых линий |
55. Устройство ввода позиций УВП | Устройство ввода, предоставляющее координаты позиции |
56. Шаровой указатель | Шар, вращающийся вокруг своего центра, используемый в качестве устройства ввода позиции |
57. Рычажный указатель | Рычаг, который имеет не менее двух степеней свободы, используемый в качестве устройства ввода позиции |
58. Устройство типа "колесо" | Колесо, вращающееся вокруг своей оси, представляющее значение скалярной величины. Примечание. Пара колес может быть использована в качестве устройства ввода позиции |
59. Устройство типа "мышь" | Устройство ввода позиций, которое приводится в действие перемещением по поверхности. Примечание. Для управления устройством типа "мышь" используют шар или пару колес |
60. Планшет | Устройство ввода позиций, представляющее собой специальную поверхность с механизмом, который позволяет указывать координаты его местоположения |
61. Устройство указания | Устройство ввода, которое используют для указания конкретного примитива вывода или сегмента |
62. Световое перо | Чувствительное к свету устройство указания, которое используют путем наведения его на поверхность визуализации |
63. Световая кнопка | Примитивы вывода, используемые для эмулирования функциональной клавиши при помощи устройства указания |
64. Устройство ввода чисел | Устройство ввода, предоставляющее значение скалярной величины. Примечание. К таким устройствам относится устройство типа "колесо", потенциометр |
65. Устройство ввода альтернативы | Устройство ввода, предоставляющее одно значение из набора альтернатив. Примечание. Таким устройством может быть функциональная клавиатура |
66. Устройство ввода последовательности позиций | Устройство ввода, предоставляющее упорядоченную последовательность координат, которая соответствует траектории движения устройства ввода. Примечание. С устройства ввода позиции данные снимаются с постоянной скоростью |
ПРОЦЕССЫ И МЕТОДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
| |
67. Повторная генерация изображения | Последовательность действий, необходимых для того, чтобы вновь сгенерировать изображение из его представления в памяти |
68. Регенерация | Процесс повторяющегося воспроизведения изображения на поверхности визуализации, в результате которого изображение остается видимым |
69. Частота регенерации | Количество воспроизведений изображения, выполняемых за 1 с |
70. Эхо | Немедленное извещение оператору графического терминала о текущих значениях, которые могут быть представлены устройством ввода |
71. Курсор | Перемещаемая видимая отметка, используемая для указания позиции на поверхности визуализации, над которой будет осуществляться следующая операция |
72. Трассировка | Перемещение символа трассировки |
73. Символ трассировки | Символ на поверхности визуализации, который указывает позицию, соответствующую координатным данным, предоставленным устройством ввода позиции |
74. Указание световым пером | Обнаружение световым пером света, порожденного примитивом вывода, на поверхности визуализации |
75. Символ прицеливания | Окружность или другая высвечиваемая, на поверхности визуализации фигура, используемая для обозначения области, в которой в данный момент может быть обнаружено присутствие светового пера |
76. Обнаруживаемый элемент | Примитив вывода, который может быть обнаружен устройством указания |
77. Метод резиновой нити | Перемещение общих концов набора отрезков прямых линий, при котором другие концы отрезков остаются зафиксированными |
78. Рисование | Создание линий путем перемещения устройства ввода позиций по поверхности визуализации, при котором оно оставляет за собой след, аналогично карандашу при вычерчивании линии на бумаге |
79. Метод буксировки | Перемещение одного или нескольких сегментов по поверхности отображения смещением их вдоль траектории, определяемой устройством ввода позиций |
80. Выделение | Действие, направленное на выделение изображения примитива вывода или сегмента путем модификации его визуальных атрибутов |
81. Перенос | Смещение примитивов вывода на один и тот же вектор |
82. Масштабирование | Увеличение или уменьшение всего изображения или его части. Примечание. Масштабирование можно проводить необязательно с одним и тем же коэффициентом по всем направлениям |
83. Поворот | Вращение примитивов вывода вокруг заданной оси |
84. Зеркальное отражение | Поворот примитивов вывода на 180° вокруг некоторой оси в плоскости поверхности визуализации |
85. Окно | Заданная часть виртуального пространства |
86. Поле вывода | Заданная часть пространства визуализации |
87. Видовое преобразование | Преобразование, которое привязывает границы и внутреннее содержание окна к границам и внутреннему содержимому поля вывода |
88. Отсечение | Удаление примитивов вывода или их частей, лежащих вне заданной области |
89. Экранирование | Подавление примитивов вывода или их частей, попадающих внутрь заданной области |
90. Прокручивание | Перемещение окна в вертикальном или горизонтальном направлениях таким образом, что новые данные появляются внутри поля вывода, а старые исчезают |
91. Вертикальное прокручивание | Прокручивание, ограниченное направлениями вверх и вниз |
92. Трансфокация | Постепенное изменение масштаба изображения с целью создания зрительного ощущения движения всей визуализируемой группы или ее части к наблюдателю или от наблюдателя. Примечание. Коэффициенты масштабирования должны быть одинаковыми по всем направлениям |
93. Кувыркание | Динамическое изображение примитивов вывода, вращающихся вокруг некоторой оси, ориентация которой непрерывно изменяется в пространстве |
94. Панорамирование | Постепенный перенос изображения с целью создания зрительного ощущения движения в горизонтальном направлении. Примечание. Панорамирование может быть ограничено полем вывода |
95. Фоновое изображение | Часть изображения, подобная типовой форме, которая остается неизменной при определенных последовательностях операций |
96. Накладываемое изображение | Часть изображения, которая может изменяться при любых операциях |
97. Типовая форма | Бланк, применяемый в качестве основного изображения. Примечание. К бланкам относят ведомость, сетку или карту |
98. Визуализация типовой формы | Визуальное представление типовой формы |