Статус документа
Статус документа

ОДН 218.046-01 Проектирование нежестких дорожных одежд

Основные положения

3.1. Под прочностью дорожной одежды понимают способность сопротивляться процессу развития остаточных деформаций и разрушений под воздействием касательных и нормальных напряжений, возникающих в конструктивных слоях и подстилающем грунте от расчетной нагрузки (кратковременной, многократной или длительно действующей однократной), приложенной к поверхности покрытия.

3.2. Методика оценки прочности конструкции включает как оценку прочности конструкции в целом (с использованием эмпирической зависимости допускаемого упругого прогиба от числа приложений нагрузки), так и оценку прочности с учетом напряжений, возникающих в отдельных конструктивных слоях и устанавливаемых с использованием решений теории упругости.

3.3. Дорожную одежду следует проектировать с требуемым уровнем надежности, под которой понимают вероятность безотказной работы в течение межремонтного периода. Отказ конструкции по прочности физически может характеризоваться образованием продольной и поперечной неровности поверхности дорожной одежды, связанной с прочностью конструкции (поперечные неровности, колея, усталостные трещины), с последующим развитием других видов деформаций и разрушений (частые трещины, сетка трещин, выбоины, просадки, проломы и т.д.). Номенклатура дефектов и методика количественной оценки их определяются специальными нормами, используемыми при эксплуатации дорог.

В качестве количественного показателя отказа дорожной одежды как элемента инженерного сооружения линейного характера используют предельный коэффициент разрушения , представляющий собой отношение суммарной протяженности (или суммарной площади) участков дороги, требующих ремонта из-за недостаточной прочности дорожной одежды, к общей протяженности (или общей площади) дороги между корреспондирующими пунктами. Значения на последний год службы в зависимости от капитальности дорожной одежды и категории дороги следует принимать в соответствии с табл.3.1.

Таблица 3.1

     

Требуемые минимальные коэффициенты прочности при заданных уровнях надежности для расчета дорожных одежд по различным критериям прочности

Тип дорожной одежды

Капитальный

Категория дороги

I

II

III

IV

Предельный коэффициент разрушения

0,05

0,10

Заданная надежность

0,98

0,95

0,98

0,95

0,98

0,95

0,90

0,95

0,90

0,85

0,80

Требуемый коэффициент прочности

упругого прогиба

1,50

1,30

1,38

1,20

1,29

1,17

1,10

1,17

1,10

1,06

1,02

по критерию:

сдвига и растяжения при изгибе

1,10

1,00

1,10

1,00

1,10

1,00

0,94

1,00

0,94

0,90

0,87

     

Продолж. табл.3.1

Тип дорожной одежды

Облегченный

Категория дороги

III

IV

V

Предельный коэффициент разрушения

0,15

Заданная надежность

0,98

0,95

0,90

0,95

0,90

0,85

0,80

0,95

0,90

0,80

0,70

Требуемый коэффициент прочности

упругого прогиба

1,29

1,17

1,10

1,17

1,10

1,06

1,02

1,13

1,06

0,98

0,90

  по критерию:

сдвига и растяжения при изгибе

1,10

1,00

0,94

1,00

0,94

0,90

0,87

1,00

0,94

0,87

0,80

     

Продолж. табл.3.1

Тип дорожной одежды

Переходный

Категория дороги

IV**

V**

Предельный коэффициент разрушения

0,40

Заданная надежность

0,95

0,90

0,85

0,80

0,95

0,90

0,80

0,70

Требуемый коэффициент прочности

упругого прогиба

1,17

1,10

1,06

1,02

1,13

1,06

0,98

0,90

  по критерию:

сдвига и растяжения при изгибе*

1,00

0,94

0,90

0,87

1,00

0,94

0,87

0,80


* Дорожные одежды переходного типа для дорог V категории по критерию растяжения при изгибе не рассчитывают.

** Расположение граф соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

3.4. Прочность конструкции количественно оценивается величиной коэффициента прочности. При оценке прочности конструкции в целом по допускаемому упругому прогибу коэффициент прочности в общем виде определяют по формуле:

                                                               (3.1-а)


При оценке прочности конструкции по слоям по допускаемым напряжениям коэффициент прочности определяют по формуле:

,                                                                           (3.1-б)


где - допустимый общий прогиб конструкции под расчетной нагрузкой;

- расчетный общий прогиб конструкции под расчетной нагрузкой;

 - расчетные действующие напряжения (нормальные или касательные) от расчетной нагрузки;

 - допустимые напряжения (нормальные или касательные) от расчетной нагрузки;