3.30. Дорожную одежду проектируют из расчета, чтобы под действием кратковременных или длительных нагрузок в подстилающем грунте или малосвязных (песчаных) слоях за весь срок службы не накапливались недопустимые остаточные деформации формоизменения. Недопустимые деформации сдвига в конструкции не будут накапливаться, если в грунте земляного полотна и в малосвязных (песчаных) слоях обеспечено условие:
, (3.11)
где - требуемое минимальное значение коэффициента прочности, определяемое с учетом заданного уровня надежности (см. табл.3.1);
- расчетное активное напряжение сдвига (часть сдвигающего напряжения, непогашенная внутренним трением) в расчетной (наиболее опасной) точке конструкции от действующей временной нагрузки (п.3.34);
- предельная величина активного напряжения сдвига (в той же точке), превышение которой вызывает нарушение прочности на сдвиг (п.3.35).
3.31. При практических расчетах многослойную дорожную конструкцию приводят к двухслойной расчетной модели.
При расчете дорожной конструкции на прочность по сдвигоустойчивости грунта земляного полотна в качестве нижнего принимают грунт (с его характеристиками), а в качестве верхнего - всю дорожную одежду. Толщину верхнего слоя принимают равной сумме толщин слоев одежды ().
Модуль упругости верхнего слоя модели вычисляют как средневзвешенный по формуле:
, (3.12)
где - число слоев дорожной одежды;
- модуль упругости -го слоя;
- толщина -го слоя.
3.32. При расчете по условию сдвигоустойчивости в песчаном слое основания с помощью номограммы рис.3.2 нижнему слою двухслойной модели условно присваивают обычные характеристики песчаного слоя (), а модуль упругости принимают равным общему модулю на поверхности песчаного слоя, определяемому по п.3.27; толщину верхнего слоя модели принимают равной общей толщине слоев, лежащих над песчаным, а модуль упругости вычисляют как средневзвешенное значение для этих слоев по формуле 3.12.
Рис.3.2. Номограмма для определения активного напряжения сдвига от временной нагрузки в нижнем слое двухслойной системы (при )
Рис.3.3. Номограмма для определения активного напряжения сдвига от временной нагрузки в нижнем слое двухслойной системы (при )
3.33. При расчете дорожных одежд по условию сдвигоустойчивости значения модулей упругости материалов, содержащих органическое вяжущее, принимают соответствующими температурам, указанным в табл.3.5.
Таблица 3.5