Недействующий
Профессиональное решение
для инженеров-конструкторов и проектировщиков

     
     ГОСТ Р 41.78-2001
(Правила ЕЭК ООН N 78)

Группа Д31

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ,
КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
 КАТЕГОРИИ В ОТНОШЕНИИ ТОРМОЖЕНИЯ


Uniform provisions concerning the type approval vehicles of category with regard to braking



ОКС 43.140

ОКП 45 2840

Дата введения 2002-01-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил ЕЭК ООН N 78*, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН

________________

* С действующей редакцией Правил ЕЭК ООН можно ознакомиться на бесплатном интернет-ресурсе ООН. - Примечание изготовителя базы данных.  

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 29 марта 2001 г. N 145-ст

3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН N 78 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категории L в отношении торможения" и включает в себя:

- первоначальный вариант текста Правил (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/ Add.77);

- поправку 1 (документ Е/ЕСЕ/324 - E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.77/Amend.1);

- поправку 1 - исправление 1 (документ Е/ЕСЕ/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.77/Amend.1/ Corr.1);

- поправку 2 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.77/Amend.2);

- поправку 3 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.77/Amend.3)

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 78 (далее - Правила).

Категория L - в соответствии с определением, содержащимся в Сводной резолюции (СРЗ) (TRANS/SC.1/WP.29/78).

     1 Область применения

1.1 Настоящие Правила касаются торможения двух- или трехколесных механических транспортных средств типов, определенных в разделе 2.

1.2 Настоящие Правила не распространяются на:

1.2.1 транспортные средства, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 25 км/ч;

1.2.2 транспортные средства, приспособленные для вождения их инвалидами.

     2 Определения


В настоящих Правилах применяют следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 официальное утверждение транспортного средства: Официальное утверждение типа транспортного средства в отношении торможения.

2.2 тип транспортного средства: Автотранспортные средства, не имеющие между собой существенных различий в отношении следующих характеристик:

2.2.1 категории транспортного средства в соответствии с определением, содержащимся в Сводной резолюции (СРЗ);

2.2.2 максимальной массы в соответствии с определением, содержащимся в 2.14;

2.2.3 распределения нагрузки между осями;

2.2.4 максимальной конструктивной скорости;

2.2.5 различного типа тормозного устройства;

2.2.6 числа и расположения осей;

2.2.7 типа двигателя;

2.2.8 числа передач и их передаточных чисел;

2.2.9 передаточного числа (передаточных чисел) ведущего (ведущих) моста (мостов);

2.2.10 размера шин.

2.3 тормозное устройство: Совокупность частей, предназначенных для постепенного замедления и остановки движущегося транспортного средства или для обеспечения его неподвижности во время стоянки; функции этого устройства определяются в 5.1.2. Это устройство состоит из управления, привода и собственно тормоза.

2.4 управление: Часть, на которую непосредственно воздействует водитель для передачи на привод энергии, необходимой для торможения или управления этой энергией. Этой энергией может быть либо мускульная сила водителя, либо иной контролируемый им источник энергии, либо сочетание этих видов энергии.

2.5 привод: Совокупность элементов, находящихся между управлением и тормозом и обеспечивающих между ними функциональную связь. В тех случаях, когда торможение осуществляется целиком или частично с помощью источника энергии, не зависящего от водителя, но контролируемого им, содержащийся в устройстве запас энергии также является частью привода.

2.6 тормоз: Части тормозного устройства, в которых возникают силы, противодействующие движению транспортного средства. Тормоз может быть фрикционным (когда эти силы проявляются в результате трения между движущимися относительно друг друга частями транспортного средства), электрическим (когда эти силы появляются в результате электромагнитного взаимодействия двух движущихся относительно друг друга, но не соприкасающихся элементов транспортного средства), гидравлическим (когда силы возникают в результате действия жидкости, находящейся между двумя движущимися относительно друг друга элементами транспортного средства); торможение может осуществляться также двигателем (когда эта сила появляется в результате искусственного увеличения тормозящего действия двигателя транспортного средства, передаваемого на колеса).

2.7 тормозные устройства различного типа: Устройства, имеющие между собой существенные различия; в частности, эти различия могут касаться:

2.7.1 устройств, элементы которых имеют различные характеристики;

2.7.2 устройств, у которых какой-либо элемент выполнен из материала, имеющего различные характеристики, или элементы которых имеют различную форму или различный размер;

2.7.3 устройств с различной комбинацией элементов.

2.8 элемент (элементы) тормозного устройства: Одна или более из отдельных частей, совокупность которых составляет тормозное устройство.

2.9 комбинированная тормозная система:

2.9.1 для транспортных средств категорий и система, в которой не менее двух тормозов на различных колесах приводятся в действие в сочетании с помощью одного управления;

2.9.2 для транспортных средств категорий и тормозное устройство, которое воздействует на все колеса;

2.9.3 для транспортных средств категории тормозное устройство, которое воздействует по меньшей мере на переднее и заднее колесо. Поэтому тормозное устройство, которое воздействует одновременно на заднее колесо и на колесо коляски, рассматривается в качестве заднего тормоза.

2.10 регулируемое торможение: Торможение, при котором в пределах нормального диапазона действия устройства как во время затормаживания, так и во время растормаживания:

2.10.1 водитель может в любой момент увеличить или уменьшить силу торможения путем действия на орган управления;

2.10.2 сила торможения изменяется в том же направлении, что и действие на орган управления (монотонная функция), и

2.10.3 обеспечивается возможность свободного регулирования силы торможения с достаточной точностью.

2.11 максимальная расчетная скорость: Скорость, которая не может быть превышена транспортным средством на ровном участке без постороннего воздействия с учетом любых конкретных ограничений, обусловленных концепцией и конструкцией этого транспортного средства.

2.12 груженое транспортное средство: При отсутствии особых указаний, транспортное средство, нагруженное таким образом, чтобы была достигнута его максимальная масса.

2.13 порожнее транспортное средство: Транспортное средство, которое представлено для испытаний и на котором находится водитель и любое необходимое для испытания оборудование или приборы.

2.14 максимальная масса: Технически допустимая максимальная масса, объявленная предприятием-изготовителем (эта масса может быть больше максимальной массы, допускаемой национальными компетентными органами).

2.15 влажный тормоз: Тормоз или тормоза, обработанный/обработанные в соответствии с положениями 1.5 приложения 3 к настоящим Правилам.

     3 Заявка на официальное утверждение

3.1 Заявка на официальное утверждение типа транспортного средства в отношении торможения представляется предприятием - изготовителем транспортного средства или его надлежащим образом уполномоченным представителем

3.2 К каждой заявке должны быть приложены перечисленные ниже документы в трех экземплярах:

3.2.1 описание типа транспортного средства с учетом положений 2.2. Следует указать номера и/или обозначения, характеризующие тип транспортного средства и тип двигателя;

3.2.2 спецификация надлежащим образом идентифицированных элементов, из которых состоит тормозное устройство;

3.2.3 схема тормозного устройства и обозначение положения его элементов на транспортном средстве;

3.2.4 подробные чертежи каждого элемента, позволяющего без труда идентифицировать его и определять его местоположение.

3.3 Одно транспортное средство, представляющее тип транспортного средства, подлежащего официальному утверждению, должно быть представлено технической службе, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения.

     4 Официальное утверждение

4.1 Если тип транспортного средства, представленного на официальное утверждение в соответствии с настоящими Правилами, удовлетворяет предписаниям разделов 5 и 6, данный тип транспортного средства считается официально утвержденным.

4.2 Каждому официально утвержденному типу присваивают номер официального утверждения, первые две цифры которого (в настоящее время 01, соответствующие поправкам серии 01, вступившим в силу 22 ноября 1990 г.) указывают на серию поправок, включающих последние важнейшие технические изменения, внесенные в Правила к моменту предоставления официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить этот номер одному и тому же типу транспортного средства, оборудованному другим тормозным устройством, или другому типу транспортного средства.

4.3 Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении, распространении официального утверждения, отказе в официальном утверждении, отмене официального утверждения или об окончательном прекращении производства типа транспортного средства на основании настоящих Правил посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1 к настоящим Правилам.

4.4 На каждом транспортном средстве, соответствующем типу транспортного средства, официально утвержденному на основании настоящих Правил, должен проставляться на видном и легко доступном месте, указанном в регистрационной карточке официального утверждения, международный знак официального утверждения, состоящий:

4.4.1 из круга, в котором проставлена буква Е, за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение*;

4.4.2 из номера настоящих Правил, буквы R, тире и номера официального утверждения, расположенных справа от круга, предусмотренного в 4.4.1.

_________________

* 1 - Германия, 2 - Франция, 3 - Италия, 4 - Нидерланды, 5 - Швеция, 6 - Бельгия, 7 - Венгрия, 8 - Чешская Республика, 9 - Испания, 10 - Югославия, 11 - Соединенное Королевство, 12 - Австралия, 13 - Люксембург, 14 - Швейцария, 15 - не присвоен, 16 - Норвегия, 17 - Финляндия, 18 - Дания, 19 - Румыния, 20 - Польша, 21 - Португалия, 22 - Российская Федерация, 23 - Греция, 24 - Ирландия, 25 - Хорватия, 26 - Словения, 27 - Словакия, 28 - Беларусь, 29 - Эстония, 30 - не присвоен, 31 - Босния и Герцеговина, 32 - Латвия, 33 - не присвоен, 34 - Болгария, 35-36 - не присвоены, 37 - Турция, 38-39 - не присвоены, 40 - бывшая югославская Республика Македония, 41 - не присвоен, 42 - Европейское сообщество (официальные утверждения предоставляются его государствами-членами с использованием их соответствующего символа ЕЭК), 43 - Япония, 44 - не присвоен, 45 - Австралия и 46 - Украина. Следующие порядковые номера будут присваиваться другим странам в хронологическом порядке ратификации ими Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний или в порядке их присоединения к этому Соглашению, и присвоенные им таким образом номера будут сообщаться Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Договаривающимся сторонам Соглашения.

4.5 Если транспортное средство соответствует типу транспортного средства, официально утвержденному на основании других приложенных к Соглашению Правил в той же стране, которая предоставила официальное утверждение на основании настоящих Правил, то не следует повторять обозначение, предусмотренное в 4.4.1; в этом случае дополнительные номера, номера официального утверждения и обозначения всех Правил, в отношении которых предоставляется официальное утверждение в стране, предоставившей официальное утверждение на основании настоящих Правил, должны быть расположены в вертикальных колонках, помещаемых справа от обозначения, предусмотренного в 4.4.1.

4.6 Знак официального утверждения должен быть четким и нестираемым.

4.7 Знак официального утверждения помещают рядом с прикрепляемой предприятием-изготовителем табличкой, на которой приведены характеристики транспортного средства, или проставляют на этой табличке.

4.8 В приложении 2 к настоящим Правилам изображены в качестве примера схемы знаков официального утверждения.