ГОСТ Р 41.11-2001
(Правила ЕЭК ООН N 11)
Группа Д25
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ,
КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ ЗАМКОВ
И УСТРОЙСТВ КРЕПЛЕНИЯ ДВЕРЕЙ
Uniform provisions concerning the type approval of vehicles
with regard to door latches and door retention components
ОКС 43.040.60
ОКП 45 1000
Дата введения 2002-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил ЕЭК ООН N 11*, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН
_________________
* С действующей редакцией Правил ЕЭК ООН можно ознакомиться на бесплатном интернет-ресурсе ООН. - Примечание изготовителя базы данных.
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 29 марта 2001 г. N 145-ст
3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН N 11 с поправками серии 02 (с 15.03.81) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении замков и устройств крепления дверей" и включает в себя:
- Пересмотр 1 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Add.10/Rev.1);
- Пересмотр 1 - исправление 1 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Add.10/Rev.1/Corr.1);
- Пересмотр 1 - поправка 1 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Add.10/Rev.1/Amend.1)
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 11 (далее - Правила).
Настоящие Правила применяются к замкам и устройствам крепления боковых дверей, таким как петли и другие удерживающие устройства боковых дверей транспортных средств категорий М и N*, которые используются или могут использоваться для входа или выхода водителя или пассажиров легковых автомобилей.
________________
* Как определено в Правилах ЕЭК ООН N 13.
В настоящих Правилах используются следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 официальное утверждение транспортного средства: Официальное утверждение типа транспортного средства в отношении дверных замков и устройств крепления дверей;
2.2 тип транспортного средства: Механические транспортные средства, не имеющие между собой существенных различий в отношении следующих характеристик:
2.2.1 обозначения типа транспортного средства предприятием-изготовителем,
2.2.2 типа замка,
2.2.3 типа устройства крепления дверей,
2.2.4 способа, которым замки и устройства крепления дверей устанавливаются на конструкцию транспортного средства или удерживаются на ней,
2.2.5 типа раздвижных дверей;
2.3 двери: Навесные или раздвижные двери, открывающие непосредственный доступ в отделение, в котором находится одно или несколько мест для сидения, за исключением складывающихся дверей, дверей на роликах и дверей, которые можно легко установить на транспортные средства, предназначенные для использования без дверей, и снять с них.
3.1 Заявка на официальное утверждение типа транспортного средства в отношении дверных замков и устройств крепления дверей представляется предприятием-изготовителем транспортного средства или его надлежащим образом уполномоченным представителем.
3.2 К заявке должны быть приложены указанные ниже документы в трех экземплярах и следующие материалы:
3.2.1 достаточно подробные и выполненные в соответствующем масштабе чертежи дверей, их замков и устройств крепления дверей;
3.2.2 техническое описание замков и устройств крепления дверей.
3.3 Кроме того, к заявке должны быть приложены:
3.3.1 комплект из пяти наборов устройств крепления для каждой двери. Однако когда одни и те же наборы устройств крепления используются для нескольких дверей, достаточно приложить один такой комплект. Наборы не считаются различными, если они отличаются друг от друга только тем, что спроектированы для правой или левой двери;
3.3.2 комплект из пяти полностью собранных замков для каждой двери, включая механизм для открывания двери. Однако когда одни и те же полностью собранные замки используются для нескольких дверей, достаточно приложить один комплект этих замков. Замки не считаются различными, если они отличаются друг от друга только тем, что они спроектированы для правой или левой двери.
3.4 Технической службе, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения, должно быть представлено транспортное средство, представляющее тип транспортного средства, подлежащего официальному утверждению.
4.1 Если тип транспортного средства, представленного на официальное утверждение в соответствии с настоящими Правилами, удовлетворяет требованиям нижеследующих разделов 5 и 6, то данный тип транспортного средства считается официально утвержденным.
4.2 Каждому официально утвержденному типу транспортного средства присваивается номер официального утверждения, первые две цифры которого (02) обозначают номер последней серии основных технических поправок, включенных в Правила к моменту предоставления официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить этот номер тому же типу транспортного средства, если двери этого транспортного средства оборудованы замками или устройствами крепления иного типа или если замки и устройства крепления дверей установлены иным образом, чем на транспортном средстве, представленном на официальное утверждение; однако эта Договаривающаяся сторона может присвоить тот же номер другому типу транспортного средства, двери которого оборудованы теми же замками и устройствами крепления дверей, которые установлены таким же способом, что и на транспортном средстве, представленном на официальное утверждение.
4.3 Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении, о распространении официального утверждения или об отказе в официальном утверждении типа транспортного средства на основании настоящих Правил посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1.
4.4 На каждом транспортном средстве, соответствующем типу транспортного средства, официально утвержденному на основании настоящих Правил, должен проставляться на видном и легкодоступном месте, указанном в регистрационной карточке официального утверждения, международный знак официального утверждения, состоящий:
4.4.1 из круга, в котором проставлена буква "", за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение*.
* 1 - Германия, 2 - Франция, 3 - Италия, 4 - Нидерланды, 5 - Швеция, 6 - Бельгия, 7 - Венгрия, 8 - Чешская Республика, 9 - Испания, 10 - Югославия, 11 - Соединенное Королевство, 12 - Австралия, 13 - Люксембург, 14 - Швейцария, 15 (не присвоен), 16 - Норвегия, 17 - Финляндия, 18 - Дания, 19 - Румыния, 20 - Польша, 21 - Португалия, 22 - Российская Федерация, 23 - Греция, 24 - Ирландия, 25 - Хорватия, 26 - Словения, 27 - Словакия, 28 - Беларусь, 29 - Эстония, 30 (не присвоен), 31 - Босния и Герцеговина, 32 - Латвия, 33 (не присвоен), 34 - Болгария, 35-36 (не присвоены), 37 - Турция, 38-39 (не присвоены), 40 - бывшая югославская Республика Македония, 41 (не присвоен), 42 - Европейское сообщество (Официальные утверждения предоставляются его государствами-членами с использованием их соответствующего символа ЕЭК), 43 - Япония, 44 (не присвоен), 45 - Австралия и 46 - Украина. Следующие порядковые номера будут присваиваться другим странам в хронологическом порядке ратификации ими Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний или в порядке их присоединения к этому Соглашению, и присвоенные им таким образом номера будут сообщаться Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Договаривающимся Сторонам Соглашения.
4.4.2 из номера настоящих Правил, за которым следует буква "", тире и номер официального утверждения и который проставлен справа от круга, предписанного в 4.4.1.
4.5 Если транспортное средство соответствует типу транспортного средства, официально утвержденному на основании других приложенных к Соглашению Правил в той же самой стране, которая предоставила официальное утверждение на основании настоящих Правил, то нет необходимости повторять обозначение, предписанное в 4.4.1; в этом случае номера Правил и официального утверждения, а также дополнительные номера и обозначения всех Правил, в отношении которых предоставляется официальное утверждение в стране, предоставившей официальное утверждение на основании настоящих Правил, должны быть расположены в вертикальных колонках, помещаемых справа от обозначения, предусмотренного в 4.4.1.
4.6 Знак официального утверждения должен быть четким и нестираемым.
4.7 Знак официального утверждения следует помещать рядом с табличкой, на которой приводятся характеристики транспортного средства, или наносить на эту табличку.
4.8 В приложении 2 изображена в качестве примера схема знака официального утверждения.
5.1 Общие спецификации
5.1.1 Замки и устройства крепления любой боковой двери, открывающей непосредственно доступ в отделение, в котором находится одно или несколько мест для сидения, должны быть спроектированы, сконструированы и установлены таким образом, чтобы они соответствовали требованиям настоящих Правил.
5.1.2 Каждый замок должен иметь положение, в котором дверь полностью закрыта; для навесных дверей должно быть также предусмотрено промежуточное положение, в котором дверь закрыта неполностью.
5.1.3 Раздвижная дверь, не имеющая промежуточного положения закрытия, должна, если она оказалась неполностью закрытой, автоматически возвращаться в положение, в котором она частично приоткрыта; необходимо, чтобы водитель и пассажиры транспортного средства могли видеть, что дверь частично приоткрыта.
5.1.4 Замки должны быть сконструированы таким образом, чтобы исключить непроизвольное открытие дверей.
5.1.5 Устройства крепления боковых дверей на петлях, за исключением складных дверей, устанавливаемых по бокам транспортных средств, должны устанавливаться на переднем крае в направлении движения. Для двойных дверей это требование должно применяться к крылу двери, которое открывается первым; в этом случае необходимо, чтобы второе крыло можно было застопорить.
5.2 Спецификации для дверных замков
5.2.1 Продольная нагрузка
Система замка и личинки должна выдерживать продольную нагрузку, равную 444 даН, когда замок находится в промежуточном положении закрытия, и 1111 даН, когда замок полностью закрыт (рисунок 3.2).
5.2.2 Поперечная нагрузка
Система замка и личинки должна выдерживать поперечную нагрузку, равную 444 даН, когда замок находится в промежуточном положении закрытия, и 889 даН, когда замок полностью закрыт (рисунок 3.3).
5.2.3 Сопротивление инерционным нагрузкам
Дверной замок должен оставаться в полностью закрытом состоянии, когда при отключенном механизме блокировки на систему замка, включая механизм по приведению его в действие, действует в продольном и поперечном направлениях ускорение, равное 30 g.
5.3 Спецификации для комплекта устройств крепления для каждой двери
Комплект устройств крепления для каждой двери должен удерживать дверь и выдерживать продольную нагрузку в 1111 даН и поперечную нагрузку в 889 даН, действующие в обоих направлениях.
5.4 Раздвижные двери