ГОСТ Р 41.61-2001
(Правила ЕЭК ООН N 61)
Группа Д25
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ
ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ГРУЗОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
В ОТНОШЕНИИ ИХ НАРУЖНЫХ ВЫСТУПОВ,
РАСПОЛОЖЕННЫХ ПЕРЕД ЗАДНЕЙ ПАНЕЛЬЮ КАБИНЫ ВОДИТЕЛЯ
Uniform provisions concerning the type approval of commercial vehicles
with regard to their external projections forward of the cabins rear panel
ОКС 43.040
ОКП 45 3000
Дата введения 2002-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил ЕЭК ООН N 61*, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН
_________________
* С действующей редакцией Правил ЕЭК ООН можно ознакомиться на бесплатном интернет-ресурсе ООН. - Примечание изготовителя базы данных.
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 29 марта 2001 г. N 145-ст
3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН N 61 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения грузовых транспортных средств в отношении их наружных выступов, расположенных перед задней панелью кабины водителя" и включает в себя первоначальный вариант текста Правил (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.60)
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 61 (далее - Правила).
1.1 Настоящие Правила применяют в отношении наружных выступов транспортных средств неиндивидуального использования категорий N, N и N, относящихся только к наружной поверхности. Их не применяют к наружным зеркалам заднего вида, включая их кронштейны, или к таким принадлежностям, как радиоантенны и багажники.
1.2 Цель данных Правил состоит в том, чтобы уменьшить опасность или тяжесть повреждений, получаемых человеком при ударе о наружную поверхность транспортного средства в случае столкновения.
В настоящих Правилах применяют следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 наружная поверхность: Часть транспортного средства, расположенная перед задней панелью кабины (2.5), за исключением самой задней панели, и включающая в себя такие элементы, как передние крылья, передние бамперы и передние колеса.
2.2 официальное утверждение транспортного средства: Официальное утверждение типа транспортного средства в отношении его наружных выступов.
2.3 тип транспортного средства: Механические транспортные средства, не имеющие между собой существенных различий, в частности в отношении наружной поверхности.
2.4 кабина: Та часть кузова, которая составляет отделение для водителя и пассажиров, включая двери.
2.5 задняя панель кабины: Задняя часть наружной поверхности отделения для водителя и пассажиров. В случае, когда определить положение задней панели кабины невозможно, в соответствии с настоящими Правилами задней панелью кабины считают поперечную вертикальную плоскость, расположенную на расстоянии 50 см сзади точки сиденья водителя, причем это сиденье, если его положение регулируется, находится в крайнем заднем положении для вождения (приложение 3). Однако предприятие-изготовитель с согласия технических служб может потребовать изменить это расстояние в случае, если он может доказать, что расстояние 50 см является неприемлемым для того или иного конкретного транспортного средства.
2.6 исходная плоскость: Горизонтальная плоскость, проходящая через центр передних колес, или горизонтальная плоскость, расположенная на высоте 50 см от поверхности проезжей части, в зависимости от того, какая плоскость расположена ближе к поверхности проезжей части.
2.7 линия пола: Линия, образуемая в результате движения по внешнему контуру конструкции груженого транспортного средства конуса неограниченной высоты с вертикальной осью, половина угла которого составляет 15°, таким образом, что он постоянно соприкасается с внешней поверхностью кузова в самой низкорасположенной точке. Линией пола является геометрический след этих точек касания. При определении линии пола во внимание не должны приниматься точки упора домкрата, выхлопные трубы и колеса. Подразумевается, что просветы надколесных дуг заполнены воображаемой поверхностью, образующей ровное продолжение окружающей внешней поверхности. При определении линии пола следует учитывать передний бампер. В зависимости от рассматриваемого типа транспортного средства контур линии пола может проходить по внешнему профилю бампера или по панели кузова под бампером. При наличии одновременно двух или нескольких точек касания для определения исходной линии пола выбирается самая низкая точка.
2.8 радиус кривизны: Радиус дуги окружности, наиболее точно соответствующей форме закругления рассматриваемого элемента.
3.1 Заявка на официальное утверждение типа транспортного средства в отношении наружных выступов представляется предприятием - изготовителем транспортного средства или его надлежащим образом уполномоченным представителем.
3.2 К заявке прилагают следующие документы в трех экземплярах:
3.2.1 фотографии передней и боковых частей транспортного средства,
3.2.2 такие чертежи наружной поверхности, которые, по мнению технической службы, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения, необходимы для того, чтобы продемонстрировать соблюдение положений разделов 5 и 6.
3.3 Податель заявки должен представить технической службе, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения:
3.3.1 либо транспортное средство, представляющее тип транспортного средства, подлежащий официальному утверждению, либо элемент (или элементы) транспортного средства, которые считаются существенными для проведения контроля и испытаний, предписанных настоящими Правилами,
3.3.2 определенные компоненты или образцы используемых материалов, если этого требует данная техническая служба.
4.1 Если транспортное средство, представленное на официальное утверждение на основании настоящих Правил, удовлетворяет предписаниям разделов 5 и 6, то данный тип транспортного средства считается официально утвержденным.
4.2 Каждому официально утвержденному типу транспортного средства присваивают номер официального утверждения. Первые две цифры номера (в настоящее время 00 для Правил в их первоначальной форме) указывают на серию поправок, включающих последние значительные технические изменения, внесенные в Правила к моменту официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не должна присваивать этот номер тому же типу транспортных средств, имеющему иную наружную структуру, или другому типу транспортного средства.
4.3 Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении или об отказе в официальном утверждении типа транспортного средства на основании настоящих Правил посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1 к настоящим Правилам, и предусмотренных в 3.2.1 и 3.2.2 чертежей и фотографий, представляемых подателем заявки на официальное утверждение, максимальным форматом А4 (210х297 мм) или кратным ему форматом и в соответствующем масштабе.
4.4 На каждом транспортном средстве, соответствующем типу транспортного средства, официально утвержденному на основании настоящих Правил, проставляют на видном и легкодоступном месте, указанном в регистрационной карточке официального утверждения, международный знак официального утверждения, состоящий из:
4.4.1 круга, в котором проставлена буква Е и за которым следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение*;
4.4.2 номера настоящих Правил, проставляемого справа от круга, предусмотренного в 4.4.1, после чего следует буква R, тире и номер официального утверждения.
_________________
* 1 - Германия, 2 - Франция, 3 - Италия, 4 - Нидерланды, 5 - Швеция, 6 - Бельгия, 7 - Венгрия, 8 - Чешская Республика, 9 - Испания, 10 - Югославия, 11 - Соединенное Королевство, 12 - Австралия, 13 - Люксембург, 14 - Швейцария, 15 - не присвоен, 16 - Норвегия, 17 - Финляндия, 18 - Дания, 19 - Румыния, 20 - Польша, 21 - Португалия, 22 - Российская Федерация, 23 - Греция, 24 - Ирландия, 25 - Хорватия, 26 - Словения, 27 - Словакия, 28 - Беларусь, 29 - Эстония, 30 - не присвоен, 31 - Босния и Герцеговина, 32 - Латвия, 33 - не присвоен, 34 - Болгария, 35-36 - не присвоены, 37 - Турция, 38-39 - не присвоены, 40 - бывшая югославская Республика Македония, 41 - не присвоен, 42 - Европейское сообщество (официальные утверждения предоставляются его государствами-членами с использованием их соответствующего символа ЕЭК), 43 - Япония, 44 - не присвоен, 45 - Австралия и 46 - Украина. Следующие порядковые номера будут присваиваться другим странам в хронологическом порядке ратификации ими Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний или в порядке их присоединения к этому Соглашению, и присвоенные им таким образом номера будут сообщаться Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Договаривающимся сторонам Соглашения.
4.5 Если транспортное средство соответствует типу, официально утвержденному на основании других приложенных к Соглашению правил в той же стране, которая предоставила официальное утверждение, на основании настоящих Правил, обозначение, предусмотренное в 4.4.1, повторять не следует; в этом случае дополнительные номера и обозначения всех правил, на основании которых было предоставлено официальное утверждение в стране, предоставившей официальное утверждение на основании настоящих Правил, должны быть расположены вертикальными колонками справа от обозначения, предусмотренного в 4.4.1.
4.6 Знак официального утверждения и дополнительное обозначение должны быть четкими и нестираемыми.
4.7 Знак официального утверждения проставляют рядом с устанавливаемой предприятием-изготовителем табличкой, на которой приводят характеристики транспортного средства, или на этой табличке.
4.8 В приложении 2 к настоящим Правилам приведены в качестве примера схемы знаков официального утверждения.
5.1 Положения настоящих Правил не распространяются на части наружной поверхности транспортного средства, которые у порожнего транспортного средства с закрытыми окнами, наружными крышками и т.д. либо:
5.1.1 находятся вне зоны, ограниченной сверху горизонтальной плоскостью, расположенной на высоте 2 м над поверхностью грунта, а снизу - или исходной плоскостью, определенной в 2.6, или по усмотрению предприятия-изготовителя линией пола (2.7), либо:
5.1.2 расположены таким образом, что в статических условиях их невозможно коснуться сферой диаметром 100 мм.
5.1.3 Когда исходная плоскость является нижним пределом зоны, учитывают только те части транспортного средства, которые находятся между двумя вертикальными плоскостями, одна из которых расположена по касательной к наружной поверхности транспортного средства, а другая - параллельно ей на расстоянии 80 мм по направлению внутрь транспортного средства.
5.2 Наружная поверхность транспортного средства не должна иметь какие-либо выступающие наружу части, которые могут задеть пешеходов, велосипедистов или мотоциклистов.
5.3 Любые компоненты, указанные в разделе 6, не должны иметь выступающие наружу остроконечные или режущие части или выступы, форма, размеры, направление или твердость которых могут увеличить опасность или тяжесть телесных повреждений, получаемых людьми, если их ударило или задело транспортное средство в случае столкновения.
5.4 Радиус кривизны выступающих частей наружной поверхности, изготовленных из материалов, твердость которых не превышает 60 единиц по Шору, может быть меньше значений, определенных в разделе 6.
6.1 Декоративные детали, торговые знаки, буквы и цифры коммерческой маркировки
6.1.1 Радиус кривизны декоративных деталей, торговых знаков, букв и цифр коммерческой маркировки должен составлять не менее 2,5 мм. Это положение не распространяется на декоративные детали, если они выступают наружу не более чем на 5 мм; однако в этом случае наружные края этих деталей должны быть закругленными.
6.1.2 Декоративные детали, торговые знаки, буквы и цифры коммерческой маркировки, выступающие по отношению к внешней поверхности более чем на 10 мм, следует утапливать, отделять или изгибать под действием силы 10 даН, прилагаемой в их наиболее выступающей точке в любом направлении в плоскости, приблизительно параллельной той поверхности, на которой они установлены.
Для приложения силы 10 даН используют пуансон диаметром не более 50 мм с плоской ударной поверхностью. В случаях, когда это невозможно, применяют эквивалентный метод. После того как декоративные детали утоплены, отделены или согнуты, оставшиеся детали не должны выступать более чем на 10 мм и не должны иметь каких-либо колющих, острых или режущих краев.
6.2 Козырьки и ободки фар
6.2.1 Наличие выступающих ободков и козырьков допускается при условии, что по отношению к внешней поверхности стекла фары они выступают не более чем на 30 мм и что радиус их кривизны в любом месте составляет не менее 2,5 мм.
6.2.2 Убирающиеся фары должны отвечать положениям 6.2.1 как в рабочем, так и в нерабочем положении.
6.2.3 Положения 6.2.1 не применяют к фарам, встроенным в кузов, и к тем фарам, которые не выступают за пределы кузова, если кузов соответствует предписаниям 5.2.
6.3 Решетки
Элементы решеток должны иметь радиус кривизны:
- не менее 2,5 мм, если расстояние между рядом расположенными элементами превышает 40 мм;
- не менее 1 мм, если это расстояние составляет от 25 до 40 мм;
- не менее 0,5 мм, если это расстояние меньше 25 мм.
6.4 Стеклоочистители ветрового стекла и фар
6.4.1 Конструкция вышеуказанных приспособлений должна предусматривать наличие защитного кожуха рычага щеткодержателя, имеющего радиус кривизны не менее 2,5 мм и площадь поверхности не менее 150 мм, определяемую проекцией на сечение, отстоящее не более чем на 6,5 мм от наиболее выступающей точки.
6.4.2 Радиус кривизны сопел стеклоомывателя и очистителя фар должен составлять не менее 2,5 мм. Края сопел, выступающие менее чем на 5 мм, должны быть закругленными.
6.5 Защитные устройства (бамперы)
6.5.1 Концы защитных устройств должны быть загнуты в направлении к наружной поверхности кузова.
6.5.2 Составные элементы передних защитных устройств должны иметь такую конструкцию, чтобы минимальный радиус кривизны всех обращенных наружу жестких поверхностей составлял 5 мм.
6.5.3 Такое оборудование, как буксирные сцепки и лебедки, не должно выступать за переднюю плоскость бампера. Однако допускается, чтобы лебедка выступала за переднюю поверхность бампера при условии, что в нерабочем положении она закрыта соответствующим защитным элементом, радиус кривизны которого составляет не менее 2,5 мм.